Новейший завет
Самый нахальный и смешной фильм Канн-2015.
«Бог существует, он живет в Брюсселе и он подонок», — в первых же кадрах сообщает нам главная героиня, десятилетняя девочка Эа, и, по итогам дальнейшего развития событий с ней трудно не согласиться. По замыслу авторов «Завета», человечество имеет того Бога, которого заслуживает: желчного старого алкоголика, коротающего дни за бытовым пьянством и придумыванием для населения планеты все новых законов, мелких, зато пакостных (тут у российского зрителя могут возникнуть свои ассоциации). Ну, например, бутерброд должен непременно падать маслом вниз, а соседняя очередь на кассу в супермаркете — двигаться быстрее, чем твоя. Дочке папашины чудачества надоедают, и однажды она сбегает из дома. А предварительно рассылает человечеству смс с датами, когда тот или иной абонент умрет; если знаешь дату своей смерти, бояться вроде бы больше некого и верить не во что. У девочки на свободе свои дела: она хочет найти шесть апостолов. В цифре шесть запрятана отдельная шутка, которых в «Новейшем завете» полно, как и внезапных сюжетных поворотов. Новый фильм создателя «Мистера Никто» Жако ван Дормеля — не только смешной и изобретательно снятый (справедливо сравнивают с «Амели»), но и непредсказуемый. Вы предполагали, что вечные муки — это собирать стиральные машины в Узбекистане? Едва ли. В Каннах ленту встретили 15-минутной овацией.
Отзывы о «Новейший завет»
Критика, которая не аплодирует этой картине стоя, обвиняет Жака ван Дормеля в стремлении всем угодить: в одной картине словно поднимаются все насущные проблемы бытия. Действительно, Эа выбирает себе непростых апостолов: здесь бездомный, и девушка с одной рукой, и сексуально травмированный, и бальзакова кокотка, и психически неустойчивый тип, и даже юный трансгендер. Однако как не покуситься на глобальность, представляя божье семейство? Тем не менее, комическое (а в картине представлены все его виды в умеренных дозировках) уравновешивает пафос.
Насчёт последнего засвидетельствует сама фабула, что готова деталями подчеркнуть смежность миров (барабан стиральной машинки - ворота в иную часть реальности, идолическая статуэтка бога - живое существо) и ответить на вопрос "как вышло, что люди живут на земле?".
Что касается доли юмора, то отдельную хвалу следовало бы вознести Иоланде Моро, которой удалось сыграть и в "Амели", что так часто сравниваема с "Новейшим заветом". Будучи матерью Эи и по совместительству женой гнусного бога, идиотически запуганной героине Иоланды уготовано всю жизнь страдать под гнётом патриархата, смотреть бейсбол, вышивать крестиком и, может быть, на заре Вселенной, изменить цвет неба в пользу цветочного тренда. Кто знает, распускайся над нашими головами цветы, может быть, и бог не был бы таким ублюдком?