Первый фильм
Захватывающее документальное расследование жизни и творчества пионера кинематографа Луи Лепренса.
Дебютный режиссерский фильм актера и продюсера документального кино Уилкинсона можно считать выдающимся по нескольким причинам. Во-первых, это первая полнометражная попытка доказать с помощью всех имеющихся документов «право первородства» французского изобретателя Луи Лепренса, снявшего первые фильмы до братьев Люмьер, братьев Складановских, Уильяма Фриза-Грина и прочих пионеров кино. Во-вторых, история жизни — и в особенности странного исчезновения и смерти Лепренса, севшего на поезд из Дижона в Париж за считанные недели до первого публичного показа своих фильмов и так с него и не сошедшего, — достойна пера Агаты Кристи. В-третьих, энтузиазм режиссера, решившего, чего бы это ему ни стоило, доказать, что самый первый фильм в истории кино был снят в его родном Лидсе, достойна искреннего восхищения.
Ну и главное. Лепренс, в отличие от клерков Люмьеров и безжалостного бизнесмена Эдисона, был не только изобретателем-инноватором. Он был настоящим художником, оставившим после себя, помимо картин и фильмов, уникальную «фотокерамику», произведенную по его собственной технологии; в частности фотопортреты королевы Виктории и премьер-министра Глэдстоуна, высокое оцененные самими вельможными моделями. Лепренс, вне всякого сомнения, больше других претендентов на трон «первого кинематографиста» достоин этого звания: он ведь не просто установил камеру на заводе или на вокзале, как Люмьеры; в его «Сцене в саду Раундхэй» (Roundhay Garden Scene, 1888) очевидны рудиментарные попытки режиссуры почти в мельесовском ключе. Отец Лепренса был близким другом изобретателя фотографии Луи Дагера, а сам Луи — моделью первого фотографа: факт, превращающий предполагаемое «первородство» Лепренса в наследственное. Как бы то ни было, вопрос о первом кинематографисте остается открытым, зато просмотр «Первого фильма» обязателен для всех киноманов.