Боковой ветер
Ночью 14 июня 1941 года из Эстонии, Латвии и Литвы в Сибирь депортировали более 40 000 человек.
Местные жители были вынуждены покинуть свою родную землю в рамках сталинской программы по «очистке прибалтийских республик от антисоветского, уголовного и социально опасного элемента». Среди этих «элементов» — молодая эстонка Эрна и ее дочь. «Не могу понять, какое зло учинили громадной России мы, простые люди?» — спрашивает Эрна уже из Сибири своего мужа Хельдура, отправленного в тюремный лагерь. В письмах она рассказывает ему о том, что видит, и о том, что будет помнить всегда. Они договариваются встретиться там, где встречаются ветра, но уже не люди. Посреди бесчеловечности и множащегося горя пробивается пронзительный язык любви. За основу своего полнометражного дебюта Мартти Хельде взял реальные письма и дневник депортированной эстонки Эрны и превратил документ эпохи в искусное художественное произведение. Черно-белый фильм полностью снят в технике «живые картины» (tableaux vivants), на подготовку каждой из 13 таких «картин», во многом вдохновленных полотнами Жана-Франсуа Милле и Каспара Давида Фридриха, уходило от двух до шести месяцев и один день съемок. Этот формальный прием был необходим, чтобы выразить лейтмотив писем Эрны, для которой вдали от дома, мужа и законов человечности застыло время и вместе с ним — жизнь.