XXI фестиваль «Новое британское кино»
Один из самых любимых в России зарубежных национальных фестивалей дебютирует онлайн. С 24 декабря по 10 января премьеры и избранные картины со смотров британского кино прошлых лет можно смотреть на COOL PLAY. Зрители могут приобрести как отдельные фильмы для просмотра, так и абонемент на фестиваль. Смотр этого года состоит из четырех программ: новинки британского кино, хиты «Бритфеста», сборник документального кино и фильмы известного театрального режиссера Доминика Дромгула.
В программе представлены четыре игровые новинки — красивые романтичные драмы взросления «Идеальная десятка» и «Мейкап», напряженный хоррор «Роуз», а за тёмную, сюрреальную, готическую сторону кинематографа страны, славной абсурдом и панком, на фестивале отвечает гениальная короткометражка Джонатана Глейзера (реж. «Побудь в моей шкуре») — «Падение».
Must see документальной программы — острое социальное высказывание — и в то же время пронзительная семейная сага — фильм «Для Самы», одно из главных достижений неигрового кино за десятилетие. Картина была номинирована на «Оскар» и получила приз «Золотой глаз» на Каннском кинофестивале.
Важный пласт фестивальной программы – бойкие документальные фильмы об искусстве. На все вкусы и пристрастия: рядом с откровенным портретом сэра Иэна Маккеллена «Маккеллен: Играя роль» стоят «Мир глазами Radiohead», посвящённый великим музыкантам-новаторам, давно шагнувшим за рамки рок-н-ролла, и «Мир Аниша Капура», позволяющий заглянуть в мастерские невероятного художника. «Мечты о великанах» – остросюжетная хроника того, как Терри Гиллиам, наконец, завершил свой многострадальный исполинский проект о новом Дон Кихоте. «Кто украл Banksy» – хроника приключений, выпавших на долю работ самого загадочного художника наших дней.
Героем сразу двух фестивальных фильмов стал выдающийся хореограф Акрам Хан: в «Танцоре и бойце» он исследует связь между танцем и боевыми искусствами, в футуристическом этюде «Можем ли мы жить с роботами?» устанавливает контакт с искусственным интеллектом.
В этом году зрители «Бритфеста» могут смотреть и пересматривать хиты фестиваля прошлых лет. В программе шесть фильмов: «Бунтарка без причины» — комедийная мелодрама со звездой сериала «Девочки», игривая девичья комедия о радостях вечного детства «Навыки жизни», комедия «Плывём, мужики», изысканное и гротескное ретро о реальной семье чудаков «Рэй и Лиз», история любви в шести главах «Розовая стена», «Просто Джим» — чёрная комедия в стиле Линча про валлийского подростка.
Особый раздел фестиваля – фильмы, созданные Домиником Дромгулом, видным театральным режиссёром, чьи сценические работы отлично знакомы зрителям проекта TheatreHD: в лирической пасторальной картине «Лето на озере», романтической комедии «Бенджамин» и жёсткой драме «Обрыв» он выступает продюсером, а «Тихий шум» – его первоклассный режиссёрский кинодебют.
Мероприятие проводится в рамках программы UK-Russia Creative Bridge2020-21, организованной Отделом культуры и образования Посольства Великобритании в Москве при поддержке Министерства иностранных дел и международного развития.
ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ
ROCKS / ROCKS
Великобритания, 2019, 93 мин.
Режиссёры: Сара Гаврон
В ролях: Букки Бакрай, Косар Али, Д'Анджелу Осей Киссиеду, Шейни-Моник Грейсон, Руби Стоукс, Таухеда Бегум
15-летняя британка нигерийского происхождения Шола по прозванию Рокс опасается, что органы опеки могут разлучить их с младшим братом Эммануэлем, если кто-нибудь узнает, что мать бросила их и им приходится жить самостоятельно. К счастью, Рокс не одна: у нее есть верные друзья.
Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль в Торонто – участник программы
Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне – приз SIGNIS
Международный кинофестиваль в Брюсселе – приз жюри
Фестиваль европейского кино в Лез-Арк – гран-при жюри
Международный кинофестиваль в Дублине – премия Общества кинокритиков Дублина за лучший актёрский ансамбль
Международный кинофестиваль в Роттердаме – участник программы
Международный кинофестиваль AFI Fest в Лос-Анджелесе – участник программы
Международный кинофестиваль в Цюрихе – участник программы
Международный кинофестиваль в Гётеборге – участник программы
БЕНДЖАМИН / BENJAMIN
Великобритания, 2018, 85 мин.
Режиссёры: Саймон Амстелл
В ролях: Колин Морган, Феникс Броссар, Джоэль Фрай, Анна Чэнселлор
Романтическая комедия про любовь и кино
Легко ли быть молодым режиссёром? Нет, и ещё раз нет, даже если ты обласкан славой за свой дебют. Бенджамин (Колин Морган, «Счастливый принц», «Белоснежка и Охотник 2», сериал «Мерлин») готовится к премьере второго фильма – с ужасом ожидая провала и изнуряя себя самоуничижительными рефлексиями. Новым испытанием – насколько серьёзным, настолько и спасительным – становится роман со сладкоголосым французским студентом Ноем (Феникс Броссар, «Малыш Джо»)...
Деликатный и доверительный фильм Саймона Амстелла основан на личных переживаниях: теперь все былые страдания легко переплавлены в комедию. Пусть не решит нам всех проблем, но отчего же над ними не посмеяться.
Награды и фестивали:
Лондонский кинофестиваль – участник программы
Международный кинофестиваль в Мельбурне – участник программы
Международный фестиваль Frameline в Сан-Францско – участник программы
Кинофестиваль Chéries-Chéris в Париже – участник программы
ИДЕАЛЬНАЯ ДЕСЯТКА / PERFECT 10
Великобритания, 2019, 83 мин.
Режиссёры: Эва Райли
В ролях: Фрэнки Бокс, Альфи Диган, Шарлин Уайт, Уильям Эш, Николя Райт, Дженна Гудвин
Радости, печали и открытия переходного возраста
Ли – 14-летняя гимнастка; одержимость спортом помогает смириться ей с утратой матери. Да и отношения с тренером Джеммой значат для девочки больше, чем общение с отцом. Новизну в жизнь Ли приносит неожиданное появление сводного брата – славного доброго парня Джо. Вот только кумир, заменяющий фигуру отца, у Джо опасный – местный гангстер Рис, торгующий крадеными мопедами...
Хрупкий и лёгкий, как дыхание в 14 лет, фильм отличается драматургией кропотливой выделки. Фрэнки Бокс (Ли) и Алфи Диган (Джо) – живые, обаятельные дебютанты, смотреть на которых – одно удовольствие.
Награды и фестивали:
Лондонский кинофестиваль – участник программы
Международный кинофестиваль в Мельбурне – участник программы
Фестиваль европейского кино в Севилье – участник программы
Международный кинофестиваль «Тёмные ночи» в Таллине – участник программы
ЛЕТО НА ОЗЕРЕ / POND LIFE
Великобритания, 2018, 100 мин.
Режиссёры: Билл Бакхёрст
В ролях: Том Вэйри, Эсме Крид-Майлс, Энгус Имри, Дэйзи Эдгар-Джонс, Абрахам Льюис, Шан Брук, Шон Дули, Шиван Финнеран, Джули Хесмондал
Идиллическая баллада о юности
1994-й год. Детвора и молодёжь уютной шахтёрской деревушки близ Донкастера заворожены слухами о карпе-великане, поселившемся в здешних прудах. Охота за рыбой-мечтой превращается в главное приключение лета, которое для кого-то станет последним летом детства и временем первой любви...
Обаятельный, элегический, окутывающий тёплыми воспоминаниями ретро-фильм – режиссёрский дебют актёра Билла Бакхёрста. Эпоху музыки, гремящей из кассетников, и политических дрязг, бушующих на экранах ламповых телевизоров, он реконструирует с любовью и юмором. Кино хорошего (и сладко печального) настроения.
Награды и фестивали:
Кинофестиваль в Белфасте – участник программы
ЛОНДОН-РОУД / LONDON ROAD
Великобритания, 2015, 91 мин.
Режиссёры: Руфус Норрис
В ролях: Оливия Колман, Том Харди, Анита Добсон, Кейт Флитвуд, Клер Берт
Вербатим-мюзикл по мотивам реальной истории от худрука лондонского Национального театра
Вербатим-мюзикл по мотивам реальной истории от худрука лондонского Национального театра
Руфусу Норрису (сменившему Николаса Хайтнера на высоком посту в Нацональном театре) не впервой иметь дело с нетривиальным музыкально-театральным материалом: именно Норрис является инициатором и режиссёром двух опер Деймона Албарна «Доктор Ди» (Dr Dee: An English Opera, 2011) и «Wonder.land» (2015). И все-таки, «Лондон-роуд», в чисто жанровом смысле, самый оригинальный образчик музыкального театра в карьере Норриса: это вербатим-мюзикл, рассказывающий о том, как жители заявленной в названии улицы в провинциальном Ипсвиче пережили последствия убийства пяти проституток, совершенных их соседом в 2006 году. Тексты песен, положенные на музыку композитором Адамом Корком, «перепевают» расшифровки интервью реальных прототипов сюжета, который в руках Норриса оказывается отнюдь не угрюмой чернухой, но, что удивительно, оптимистичной комедией.
Премьера поставленной Норрисом сценической версии случилась в 2011-м, и большинство из актёров той постановки сыграли свои роли и в киноверсии. Специально для фильма Норрис добавил к проверенному актёрскому составу троицу звёзд британского кино и ТВ: комедиантку Оливию Колман, прославившуюся в сериалах «Преподобный»(Rev., 2010) и «Убийство на пляже» (Broadchurch, 2013), Аниту Добсон – ветераншу мюзиклов, шекспировского театра и сериала «Жители Ист-Энда» (EastEnders, 1985), а также жену гитариста Queen Брайена Мэя – и вездесущего Тома Харди в небольшой роли.
Награды и фестивали:
Премия Общества кинокритиков Лондона – лучший британский/ирландский актёр года
Международный фестиваль документального кино DocAviv в Тель-Авиве – участник программы
МЕЙКАП / MAKE UP
Великобритания, 2019, 86 мин.
Режиссёры: Клер Окли
В ролях: Молли Уиндсор, Джозеф Куинн, Стефани Мартини, Тео Барклем-Биггз, Лиза Пэлфри, Элоди Вилтон
Психологический лабиринт страсти, ревности и сумеречных желаний
Эту зиму бойфренд едва достигшей совершеннолетия Рут проводит, работая на курорте в Корнуолле. Девушка мчится в объятия Тома сквозь туман, преисполненная радужных надежд; но в морском воздухе разлито напряжение – у Рут есть все основания подозревать любимого в неверности. К непредвиденным последствиям приводит и спонтанное знакомство с зажигательной (и подозрительно дружелюбной) Джейд...
«Мейкап» – чисто английский кинороман, изящно сплетающий драму взросления с психологическим триллером; море поэзии и тревоги; острый дуэт многообещающей Молли Уиндзор и звезды «Скрюченного домишки» Стефани Мартини.
Награды и фестивали:
Лондонский кинофестиваль – участник программы
Международный кинофестиваль SXSW в Остине – участник программы
Международный кинофестиваль в Роттердаме – участник программы
Международный кинофестиваль в Гётеборге – участник программы
МЕЧТЫ О ВЕЛИКАНАХ / HE DREAMS OF GIANTS
Великобритания, 2019, 85 мин.
Режиссёры: Кит Фултон, Луис Пепе
В фильме снимались: Адам Драйвер, Терри Гиллиам
Как Терри Гиллиам сделал невозможное и осуществил многолетнюю мечту
«Человек, который убил Дон Кихота» – opus magnum Терри Гиллиама, идея которого родилась ещё в 1998 году. Тогда фильм с бюджетом в 32 миллиона долларов был запущен в производство. На главные роли были приглашены Джонни Депп (ему предстояло сыграть голливудского пижона Тоби, попадающего в Средневековье), Жан Рошфор (Дон Кихот) и Ванесса Паради. Съёмки в Наварре начались в 2000-м, но вскоре закончились: кажется, всё, от природы до биржевого курса, было против фильма. Но Гиллиам не сдавался, в который раз меняя предполагаемый актёрский состав и продюсеров.
Ближе всего к реализации своих донкихотовских планов британский фантазёр подошёл в 2016-м – и снова съёмки сорвались за день до начала. Однако спустя два года фильм всё же появился на свет – об этой удивительной победе над обстоятельствами и рассказывают «Мечты о великанах».
Награды и фестивали:
Международный фестиваль документального кино DOC NYC в Нью-Йорке – участник программы
Международный кинофестиваль AFI Fest в Лос-Анджелесе – участник программы
Кинофестиваль в Сарасоте – участник программы
Международный кинофестиваль в Кливленде – участник программы
ПАДЕНИЕ / THE FALL
Великобритания, 2019, 6 мин.
Режиссёры: Джонатан Глейзер
В ролях: Сюзанна Браун, Ли Байфорд, Кристофер Джап
Миниатюрный хоррор с надеждой на счастливый конец; шесть незабываемых минут от Джонатана Глейзера
В странном потустороннем мире вся власть принадлежит секте жутких созданий в масках. У их жертвы-одиночки нет надежды на спасение. Или всё-таки есть?
Джонатан Глейзер – легендарный клипмейкер, на счету которого десятки великих музыкальных видео (среди них – Street Spirit и Karma Police героев фестиваля «Новое британское кино Online» Radiohead, Rabbit in Your Headlights проекта U.N.K.L.E, Into My Arms Ника Кейва), и режиссёр причудливых и провокационных фильмов «Сексуальная тварь», «Рождение» и «Побудь в моей шкуре». «Падение» – его первый короткий метр, не основанный на песне; сюрреалистический эксперимент с жанрами антиутопии и хоррора.
Награды и фестивали:
Международный фестиваль независимого кино в Лиссабоне – участник программы
Международный кинофестиваль в Голуэе – участник программы
ПУСТОШЬ / WASTELAND (THE RISE)
Великобритания, 2012, 106 мин.
Режиссёры: Роуэн Атейл
В ролях: Люк Трэдуэй, Тимоти Сполл, Иван Реон, Мэтью Льюис, Ванесса Кирби
Криминальное кино, снятое на севере Англии, – предмет отдельного культа, твердо стоящего на непреходящей популярности великого шедевра «Убрать Картера».
Полнометражный дебют Атейла имеет все шансы вписаться в эту посконную главу британской поп-культуры – действие фильма происходит внутри сумрачных экстерьеров Лидса и Ньюкасла. Один из близнецов Трэдуэев – менее раскрученный Люк (семь лет назад вместе с братом Харри они дебютировали на «Бритфесте» своим первым фильмом «Братья Рок-н-ролл») – играет молодого вора Харви Миллера, снова загремевшего в каталажку по следам сорвавшегося ограбления. Допрос ведет матёрый бизон сыска, детектив-инспектор Вест (ещё один герой фестиваля «Новое британское кино»-2012 Тимоти Сполл, «Кто получит бриллиант»). Харви излагает свою версию событий, и перед нашим взором стартует серия флэшбеков, в которых будет все причитающееся жанру: любовь, дружба, предательство, профуканные вторые шансы, месть и вечная надежда на счастье.
Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль в Торонто – участник программы
Лондонский кинофестиваль – участник программы
Международный кинофестиваль в Роттердаме – участник программы
Номинация на премию «Независимый дух» – приз им. Дугласа Хикокса
ТИХИЙ ШУМ / MAKING NOISE QUIETLY
Великобритания, 2019, 95 мин.
Режиссёры: Доминик Дромгул
В ролях: Дебора Финдли, Барбара Мартен, Тристан Гравель, Джеффри Стретфилд, Мэтью Теннисон, Люк Томпсон, Ортон О'Брайэн
Триптих о людях, задетых войной, – уверенный кинодебют театрального мэтра
В основе фильма – современная трёхактная пьеса Роберта Холмана, складывающаяся из диалогов незнакомых друг с другом людей. Объединяют героев исторические обстоятельства: все они живут во время или после войны. Войны – разные; это может быть и Вторая Мировая, и конфликт на Фолклендских (Мальвинских) островах; враждебная человеку суть не меняется; как быть и жить – вопрос, на который приходится отвечать в любое военное время...
Доминик Дромгул, с 2005 по 2016 год стоявший у руля театра «Глобус», – икона театральной Британии. Не удивительно, что для кинодебюта он выбрал разговорную пьесу, удивительно то, с какой элегантностью он перенёс её на экран. Тонкое, эмоциональное и, что имеет значение, живописное кино с саундтреком Стивена Уорбека.
Мир Аниша Капура / The World According to Anish Kapoor
Год: 2010
Страна: Великобритания
Режиссёр: Хайнц Петер Шверфель
Жанр: документальный
Хронометраж: 52 мин.
Возраст: 16+
Искусство на грани волшебства: один из самых влиятельных скульпторов современности приглашает в святая святых – свои мастерские
Волшебник, соединяющий разные культуры, эстет и перфекционист, инженер немыслимого – всё это скульптор Аниш Капур. Он легко справляется с любыми художественными и техническими вызовами, такими, как создание огромного надувного «Левиафана» внутри Гран Пале в Париже на престижной выставке Монумента в 2011 году.
Капур, родившийся в Индии, но живущий в Великобритании с 1970-х годов, умеет очаровывать зрителя: в его огромных зеркалах отражаются облака, а яркие силиконовые скульптуры-картины затягивают в своё пространство.
В документальном фильме вы увидите мир глазами скульптора и совершите путешествие из его лондонской мастерской в Чикаго и Неаполь, где инсталляции Капура вписаны в городскую среду, а также в Бильбао, Мумбаи и Дели, где прошли выставки его работ. Сам Аниш Капур расскажет о поиске новых форм, приводящем подчас к удивительным открытиям.
Навыки взрослой жизни / Adult Life Skills
Год: 2016
Страна: Великобритания
Режиссёр: Рэйчел Тьюннард
В ролях: Джоди Уиттакер, Лоррейн Эшборн, Бретт Голдстин, Эйлин Дейвис, Элис Лоу, Эдвард Хогг
Жанр: комедия
Хронометраж: 96 мин.
Возраст: 16+
Игривая девичья комедия о радостях вечного детства
Анне 29 лет, давно замуж пора, а она, как сказали бы бабушки-старушки, веками оккупирующие лавочки в наших дворах, «всё в бирюльки играет». Британские бабушки того же мнения: негоже взрослой девушке жить в сарае-«укрытии» и общаться с мамой по бэбифону, пора задуматься о будущем. Но что поделать, если Анне легче общаться с помешанным на вестернах мальчишкой по имени Клинт (конечно, в честь брутальной звезды), снимать любительские мультфильмы с собственными пальцами в главных ролях и размещать их на сайте покойного брата-близнеца, чем поддерживать отношения с ровесниками и строить семью & карьеру...
Талантливый дебют Рэйчел Тьюннард с точно рассчитанной порцией эксцентрики, искренним лиризмом и искрометными диалогами. В главной роли – повзрослевшая Джоди Уиттакер, 10 лет назад прославившаяся дебютной ролью в фильме Роджера Мичелла «Венера» (Venus, 2006). Её своенравного босса играет Элис Лоу, актриса и соавтор Бена Уитли, только что показавшая в Венецианской «Неделе критики» собственный сенсационный режиссёрский дебют «Бреместь» (Prevenge, 2016).
Награды и фестивали:
Кинофестиваль «Трайбека» – приз имени Норы Эфрон
Премия BIFA – лучшая мужская роль второго плана, лучший дебютный сценарий
Международный кинофестиваль в Ист-Энде (Лондон) – лучший сценарий
Международный кинофестиваль в Эдинбурге – участник программы
Танцор и боец / Extreme Combat: The Dancer and the Fighter
Год: 2020
Страна: Великобритания
Режиссёр: Кристиан Коллертон
Режиссер: Кристиан Коллертон
В ролях: Акрам Хан
Жанр: документальный
Хронометраж: 60 мин.
Возраст: 18+
Акрам Хан на ринге: в поисках гармонии между танцем и борьбой
Что общего у танца и борьбы? На первый взгляд, ничего. Изящество, отточенность линий, музыкальность и красота против грубой силы, культивируемой агрессии, кровавого месива и почти животных страстей.
А если присмотреться внимательнее? Движение в абсолюте, огромные физические нагрузки, годы ограничений, самоотверженность и преданность профессии, серьезные риски для здоровья и совсем мало лет на то, чтобы достичь вершины, делают танец и борьбу близкими друг другу.
Так что же, враги или братья? Что роднит желание танцевать и желание драться? Что противопоставляет их друг другу? Акрам Хан, знаменитый танцовщик и хореограф, ведет собственное расследование.
Три представителя смешанных единоборств берут под Акрама в свою «стаю»: он будет тренироваться, учиться наносить удары, он попытается понять, что движет людьми на ринге и что его самого так отталкивает от насилия, поставит танец, станет азартным болельщиком на турнире, и, возможно, ответит себе и нам на вопрос: что же связывает танец и борьбу?
Можем ли мы жить с роботами? / Can We Live with Robots?
Год: 2017
Страна: Великобритания
Режиссёр: Ханна Берриман
Режиссер: Ханна Берриман
В ролях: Акрам Хан
Жанр: документальный
Хронометраж: 47 мин.
Возраст: 16+
Каким будет танец будущего и заменят ли людей роботы? Хореограф Акрам Хан в поисках ответа
Танцовщики, чей век на сцене так короток, несовершенны. Они устают, делают ошибки, подвержены перепадам настроения, стареют и теряют форму. Отчего же мы не предпочтем им всемогущих роботов?
Акрам Хан, один из самых известных и востребованных хореографов современной Европы, исследует влияние роботов и искусственного интеллекта на человеческие отношения. Выводы лягут в основу нового танца, а сам Акрам Хан, которого более всего занимает природа движения, попутно пытается разобраться, насколько искусны роботы в танце и почему мы все же хотим видеть на сцене людей.
Награды и фестивали:
Номинация на премию международного фестиваля телевизионной продукции «Золотая роза» в категории Arts & Specials
Бунтарка без причины / Wild Honey Pie!
Год: 2018
Страна: Великобритания
Режиссёр: Джейми Адамс
В ролях: Джемайма Кёрк, Ричард Элис, Бретт Голдстин, Элис Лоу, Крэйг Расселл
Жанр: драма
Хронометраж: 87 мин.
Возраст: 18+
Комедийная мелодрама со звездой сериала «Девочки»
Герои Джемаймы Кёрк (сериал «Девочки», Girls, 2012-2017) и Ричарда Элиса – умеренно странная пара, которой предстоит дать собственный ответ на извечный вопрос: в чем состоит искусство быть вместе? Она – театральный режиссер и драматург, репетирующий пьесу с маленькой труппой, он – эпизодически работает диджеем; оба живут в доме его матери, из-за чего иногда возникают мелкие конфликты. Но в современной молодой семье уже не кипят оперные страсти, Отелло не собирается душить Дездемону – он только печально поздоровается с соперником или соперницей (соперницу играет Элис Лоу, соавтор Бена Уитли и режиссер триллера «Преместь» (Prevenge, 2016) про кошмары беременной женщины), предоставив партнеру полную свободу выбора.
Отсутствие нарочитой драмы, терпимость и нежелание причинить боль другому, которое постоянно вступает в комический конфликт с жаждой новых ощущений, придают этому фильму особое обаяние – в конце концов, каждая счастливая семья счастлива по-своему.
Награды и фестивали:
Фестиваль SXSW – участник программы
Просто Джим / Just Jim
Год: 2015
Страна: Великобритания
Режиссёр: Крэйг Робертс
В ролях: Крэйг Робертс, Эмиль Хирш, Ния Робертс, Ричард Хэррингтон, Анейрин Хьюс, Райан Оуэн
Жанр: комедия
Хронометраж: 84 мин.
Возраст: 16+
Чёрная комедия в стиле Линча про валлийского подростка
24-летний валлиец Крэйг Робертс прославился пять лет назад главной ролью в блестящей «драме взросления» Ричарда Айоади «Субмарина» (Submarine, 2010). В том фильме его герой Оливер пытался подружиться со своей одноклассницей и помирить вечно ссорящихся родителей, а также сильно переживал на предмет их нового соседа – бывшего бойфренда матери.
В каком-то смысле режиссёрский дебют молодого актёра можно считать если не сиквелом «Субмарины», то духовным пасынком этого фильма. Герой Робертса за прошедшие с «Субмарины» годы ничуть не повзрослел – это все тот же закомплексованный 15-летний школьник-ботан, проводящий дни напролёт в одиночестве за просмотром одного и того же чёрно-белого фильма в старом кинотеатре; его родители ссорятся чуть меньше, зато на соседской позиции случился апгрейд: на место гуру лайф-коучинга из фильма Айоади заступил джеймсдинообразный хулиган-сорвиголова из далекой Америки в колоритном исполнении Эмиля Хирша. Вот только зрителю самому приходится постоянно отвечать на вопрос, реален ли новый сосед или является плодом вскормленного на американской поп-культуре воображения восприимчивого подростка.
Режиссёр-дебютант Робертс демонстрирует впитанную у менторов (прежде всего, у Кэри Фукунаги, у которого он снимался в «Джейн Эйр» (Jane Eyre, 2011), и у того же Айоади) страсть к стилистическим изыскам – угловатому «авторскому» монтажу, причудливым деталям и кинематографическим аллюзиям.
Помимо очевидной красной куртки Джеймса Дина из «Бунтаря без причины» (Rebel Without a Cause, 1955), в фильме легко обнаруживаются ненавязчивые отсылки к линчевской субурбии (безумная владелица кинотеатра, воображаемая сцена вечеринки, немотивированные вспышки гнева героя Хирша, подсмотренные в «Диких сердцем» (Wild at Heart, 1990) и т.д.). Несмотря на некоторую – вполне объяснимую, учитывая нежный возраст режиссёра – вторичность фильма, искренность намерений Робертса и его комический шарм делают эту картину неотразимой. Если Крэйг решит продолжать режиссёрскую карьеру в том же стиле, в полку британских киноэксцентриков случится важное прибавление.
Награды и фестивали:
Международный фестиваль фантастического кино в Порту – специальный приз жюри
Международный кинофестиваль в Одессе – участник программы
Плывём, мужики / Swimming with Men
Год: 2018
Страна: Великобритания
Режиссёр: Оливер Паркер
В ролях: Роб Брайдон, Руперт Грейвз, Джим Картер, Дэниэл Мейс, Шарлотта Райли, Томас Тургус, Адиль Ахтар
Жанр: комедия, мелодрама
Хронометраж: 96 мин.
Возраст: 16+
Верный рецепт от депрессии – в формате кинокомедии
Офисный быт, стерильная чистота пространств из стекла и бетона, дежурные приветствия, за которыми ни капли искренности, – та рутинная повседневность, которая может довести до безумия. Разве это жизнь?! Эрик (валлиский стенд-ап комик Роб Брайдон, «Холмс и Ватсон», «Лето Бэгнольдов») давно не испытывает от неё никакого удовольствия. И кто знает, до чего бы довело Эрика такое беспросветно монотонное существование, если бы он не рискнул записаться в секцию синхронного плавания – вместе с такими же не очень молодыми и не очень счастливыми джентльменами.
Возможно, вам знаком французский фильм «Непотопляемые», где синхронное плавание помогает взрослым мужчинам справиться с кризисом среднего возраста и обрести новое дыхание. Британский фильм создавался параллельно, плагиат невозможен – интересно, что идея о живой воде плавательного бассейна одновременно возникла по обе стороны Ла-Манша и воплотилась в два оригинальных, тёплых и смешных фильма.
Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль в Эдинбурге – участник программы
Международный кинофестиваль в Милл-Вэлли – участник программы
Международный кинофестиваль в Сиэтле – участник программы
Международный кинофестиваль в Эспоо – участник программы
Рэй и Лиз / Ray and Liz
Год: 2018
Страна: Великобритания
Режиссёр: Ричард Биллингэм
В ролях: Элла Смит, Джастин Сэлинджер, Тони Вэй, Мишель Боннар, Джеймс Илс, Сэм Гиттинс, Эндрю Джефферсон-Тирни
Жанр: драма
Хронометраж: 108 мин.
Возраст: 18+
Изысканное и гротескное ретро о реальной семье чудаков
Такой семейной хроники мы ещё не видели: вот папаша Рэй, вот мамаша Лиз, вот их детки, Ричард и Джейсон, вот странный дядюшка Лоуренс. И всё здесь устроено шиворот-навыворот, всё идет наперекосяк – потому что родители так хороши, что вот-вот лишатся права опеки, как минимум, над младшим из братьев, Джейсоном. Хотя старший и сам мечтает поскорее упорхнуть из дома пьянчужек и чудаков. Вместо одной линейной истории – два разделенных годами житейских анекдота и хроника теперешнего сумеречного существования Рэя, не отрывающегося от пластиковых бутылок с самопальным пойлом; комедия это или трагедия – решайте сами.
Автор «Рэя и Лиз» – тот самый маленький Ричард из фильма, выросший в маститого фотографа (а сейчас и режиссера). Славу Ричарду Биллингэму принесли откровенные фотографические снимки его непутевой семьи; в дебютном фильме он реконструирует жизнь родителей средствами игрового кино. Выходит совершенно потрясающе: каждый кадр превращен в живописное полотно редкой красоты – пусть и творятся на этом полотне дикие вещи. Прихотливая драматургическая структура позволяет событиям свободно, будто плавая по волнам памяти, перемещаться – из прошлого в настоящее и обратно. Срабатывает и уникальный эффект доверительности: будто тебя пригласили в чужой дом, позволив застать его обитателей врасплох, как есть, без прикрас. И ты удивляешься, ты смеешься, ты плачешь, ты удивляешься.
Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль в Локарно – специальный приз жюри
Международный кинофестиваль в Лондоне – участник программы
Международный фестиваль артхаусных фильмов в Батуми – лучший фильм
Международный кинофестиваль CPH PIX – участник программы
Международный кинофестиваль в Мишкольце Jameson CineFest – участник программы
Роуз / Rose: A Love Story
Год: 2020
Страна: Великобритания
Режиссёр: Дженнифер Шеридан
В ролях: Софи Рандл, Мэтт Стокоу, Нэйтан МакМаллен, Олив Грэй
Жанр: ужасы
Хронометраж: 86 мин.
Возраст: 18+
Семейная пара вынуждена жить в полной изоляции от мира, так как супруга, Роуз, страдает жуткой болезнью – маниакальной, вампирической жаждой крови. Прибытие незнакомца разрушает их и без того хрупкий мирок, который они построили в лесной глуши.
Награды и фестивали:
Лондонский кинофестиваль – официальный отбор
Номинация на премию BIFA – приз «Открытие»
Для Самы / For Sama
Год: 2019
Страна: Великобритания, Сирия, США
Режиссёр: Ваад Аль-Катиб, Эдвард Уоттс
Жанр: документальный, военный
Хронометраж: 100 мин.
Возраст: 16+
Документальный дневник, снятый в осаждённом городе
Камера режиссёра Ваад Аль-Катиб запечатлевает последние дни сирийского Алеппо – не отводя взгляда от ран и руин, не прячась от смерти, с тем повседневным героизмом, с которым муж Ваад работает в единственном уцелевшем госпитале. Ваад делает это не для себя – для новорождённой дочери. Спустя годы эта жестокая хроника расскажет Саме о времени, которое малышка застала, по счастью, в несознательном возрасте, когда ещё можно не бояться взрывов, а смеяться над ними.
«Для Самы» – образец человеческого и кинематографического подвига; одна из самых значительных неигровых работ десятилетия; созданный с риском для жизни фильм во имя жизни и будущего.
Награды и фестивали:
Каннский кинофестиваль – приз «Золотой глаз»
Номинация на премию «Оскар» – лучший документальный фильм
Премия BAFTA – лучший документальный фильм
Премия BIFA – лучший режиссёр, лучший британский независимый фильм, лучший документальный фильм, лучший монтаж
Международный фестиваль документального кино в Амстердаме (IDFA) – приз зрительских симпатий
Премия Европейской киноакадемии – лучший европейский документальный фильм
Канадский международный фестиваль документального кино Hot Docs – специальный приз жюри
Международная премия «Эмми» – лучший документальный фильм
Маккеллен: Играя роль / McKellen: Playing the Part
Год: 2017
Страна: Великобритания
Режиссёр: Джо Стивенсон
В ролях: Иэн Маккеллен
Жанр: документальный, биографический
Хронометраж: 92 мин.
Возраст: 16+
Биография Иэна Маккеллена, рассказанная им самим
Фильм, в основу которого легло 14-часовое интервью, – уникальное путешествие по ключевым вехам жизни сэра Иэна Маккеллена, прославленного британского актёра, известного массовому зрителю по роли мага Гэндальфа из «Властелина колец».
Кинопортфолио Маккеллена впечатляет, но его естественной средой обитания был и остаётся театр, куда он впервые попал ребёнком и остался навсегда. Путь от маленького мальчика из Бернли до великого шекспировского актёра, от почти интуитивной детской страсти к театральности до Гамлета и Лира. Полтора часа воспоминаний, откровений, смеха и слёз. Полтора часа наедине с великим Иэном Маккелленом и его театром длиною в жизнь.
Вспоминая детство и юность, первые шаги в карьере, запреты, сомнения, поиски и отчаянную решимость добиться своего, говоря о родных и друзьях, о великих шекспировских ролях и ставших культовыми образах в кино, Маккеллен рассказывает и о технических, и об эмоциональных особенностях профессии, о пути наверх, который никогда не был легким.
Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль в Генте – участник программы
Международный кинофестиваль в Хельсинки – участник программы
Международный кинофестиваль в Афинах – участник программы
Обрыв / Undercliffe
Год: 2018
Страна: Великобритания
Режиссёр: Лиза Малкэхи
В ролях: Лаури Кинастон, Марк Эдди, Акбар Курта, Стефани Хаям, Эсме Крид-Майлс
Жанр: драма
Хронометраж: 109 мин.
Возраст: 18+
Крепкая драма о том, как всё, что не убивает, делает нас сильнее
Стиви (восходящая звезда британского кино Лаури Кинастон) приходит в себя на пустыре – в крови и беспамятстве после жестокого нападения. Что случилось прошлой ночью – загадка; в тумане и воспоминания о более далёком прошлом. Стиви придётся восстанавливать свою личность с нуля – и поиски ответа на вопрос «кто я?» приведут его к опасным открытиям...
«Должно быть, очень страшно проснуться и осознать, что ничего о себе – даже собственного имени – ты не знаешь, – говорит режиссёр «Обрыва» Лиза Малкэхи. – Я надеюсь, что зрителю будет интересно отправиться вместе с героем в экстремальное самопознание. И, возможно, задуматься о своей жизни».
Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль в Остине – участник программы
Мир глазами Radiohead / The World According to Radiohead
Год: 2019
Страна: Великобритания, Франция
Режиссёр: Бенжамин Клавель
Жанр: документальный, музыкальный
Хронометраж: 52 мин.
Возраст: 16+
Пылкое посвящение музыкантам, опережающим время
Radiohead – герои рок-н-ролла? И да, и нет – ведь невозможно втиснуть их бесконечный творческий поиск в строго определённые жанровые рамки. Уже 25 лет они с каждым новым проектом заново изобретают музыку, заставляя нас восхищаться оригинальностью, талантом и независимостью.
Ранние альбомы Drill и Pablo Honey – классика поп-гранджа, Озадачивший в год выхода даже многих преданных фанатов Kid A – ошеломляющая и сегодня экспериментальная электроника. A Moon Shaped Pool – революционный подход к оркестровым аранжировкам. У каждой работы Radiohead свой характер – и это естественно: пятёрка музыкантов с Томом Йорком во главе – артисты, для которых простой немыслим, равнозначен гибели. Потому и с новыми экономическими порядками Radiohead справились, легко миновав кризис музыкальной индустрии: группа, продавшая около 30 миллионов дисков, сохранила популярность и независимость, взяв курс на цифровые технологии. Мир по Radiohead – тот мир, в котором хочется жить.
Почему я прыгаю / The Reason I Jump
Год: 2020
Страна: Великобритания, США
Режиссёр: Джерри Ротуэлл
Жанр: документальный
Хронометраж: 82 мин.
Возраст: 12+
Попытка выстроить мостик между людьми с аутизмом и внешним миром
Фильм снят по мотивам одноимённой книги, написанной 13-летним японским мальчиком Наоки Хигасидой с аутизмом. В этом необычном произведении он делится своим внутренним миром, отличающимся от восприятия обычных людей. Наоки строит мост между людьми с аутизмом и теми, кто в общепринятом смысле считается здоровым, рассказывая, с какими сложностями для него сопряжено простое общение с людьми.
Награды и фестивали:
Кинофестиваль «Сандэнс» – приз зрительских симпатий (секция World Cinema)
Международный кинофестиваль в Ванкувере – Impact Award
Международный кинофестиваль в Вальядолиде – приз Tiempo de Historia (лучший документальный фильм, особое упоминание)
Международный кинофестиваль в Денвере – Maysles Brothers Award (лучший документальный фильм)
Международный фестиваль документального кино Docville – участник программы
Номинация на премию BIFA – лучший документальный фильм, лучшая музыка к фильму, лучший звук
Кто украл Banksy / The Man Who Stole Banksy
Год: 2018
Страна: Италия
Режиссёр: Марко Просерпио
Жанр: документальный
Хронометраж: 93 мин.
Возраст: 16+
Остросюжетное расследование – не кражи, но хитрых отношений политики, бизнеса и искусства
Эта история начинается в 2007-м году: тогда лондонская организация «Картины на стенах» привезла в палестинский город Вифлеем 14 уличных художников с Запада. Среди них был и британец Бэнкси, международный человек-загадка, звездный стрит-артист, сохраняющий инкогнито даже в наш век тотальной цифровой обнаженности. Для Бэнкси стена, разрезающая древний город, – не просто «холст»; возможность расписать её – шанс напомнить миру о плачевном положении палестинцев. Логика социальной борьбы привела художника в Вифлеем: «Если СМИ нас всё равно преследуют, давайте приведем их туда, где они должны быть». На святую землю, превращенную в современное гетто.
Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль Трайбека – участник программы
Международный кинофестиваль в Сан-Паулу – участник программы