Пародии Ефима Гамбурга
Ретроспектива одного из самых известных советских режиссеров анимации Ефима Гамбурга начинается с фильмов, которые создали ему славу среди зрителей старшего поколения - с его замечательных пародий.
Ефим Абрамович Гамбург успел очень много, он прошел войну, стал известным режиссером в 60-х, в 1990-м основал и возглавил студию «Гамбургский счёт» (с 1991 она стала называться «Ренешанс»). Много экспериментировал – использовал новаторские операторские эффекты, специальные методы обработки рисованного изображения и совмещал натуру с рисунком. Именно Гамбург в 1982 снял первый в СССР анимационный фильм с использованием компьютерной графики (это были «Парадоксы в стиле рок»). Он умер в 2000-м году, только отметив 75-летие.
Считалось, что Гамбургу особенно удавались сатирические картины, но главную его славу составили фильмы не собственно сатирические, а именно остроумные пародии и, конечно, детские лены 60-х-70-х годов: «Фантик», «Голубой щенок», «Слоненок», которые мы покажем в следующий раз.
Пародий в нашей программе будет три. «Шпионские страсти» 1967-го года – гомерически смешное передразнивание советских шпионских картин шестидесятых годов, а вместе с тем истории перевоспитания стиляг и тунеядцев советским обществом. Снятый в конце семидесятых фильм «Ограбление по…», где как в анекдоте было описано классическое кинематографическое ограбление по-американски, по-французски, по-итальянски и, наконец, по-русски, уже был не только пародией, но признанием в любви кинематографу. И главных героев каждой из частей рисовали, имея в виду звезд: тут в роли шерифа в американском фильме выступал Марлон Брандо, грабителями у французов - компания Жан Габен, Фернандель, Ален Делон и Брижит Бардо, а потом и Луи де Фюнес, Многодетным раздолбаем-итальянцем выходила карикатура на Марчелло Мастроянни, а его женой была Софи Лорен, ну а русским милиционером, конечно, был Анискин - Михаил Жаров и грабителями - Савелий Крамаров и Станислав Чекан (кстати, когда Крамаров эмигрировал, фильм выпустили без последней части). Спародирована была и знаменитая заставка MGM, где вместо льва появлялся Чебурашка.
Ну и последний в нашей программе – «Пес в сапогах», мюзикл по мотивам «Трех мушкетеров» (где играл ансамбль «Рок-ателье» под руководством Криса Кельми), безусловно связанный с музыкальным телефильмом «Д`Артаньян и три мушкетера», снятым на два года раньше. Песни из фильма Гамбурга (где за Пса - д'Артаньяна пел Николай Караченцев), стали не менее знамениты, чем песни Боярского из телефильма, а дуэт Пса и Болонки «Меня не слышат - это минус, но и не гонят - это плюс!» - оказался хитом, который помнят до сих пор.