Белая лента
Триумфатор Каннского фестиваля 2009 — интеллектуальное кино для всех от Михаэля Ханеке.
Действие картины разворачивается в немецкой протестантской деревне накануне Первой мировой войны. Размеренную жизнь ее обитателей нарушает череда загадочных происшествий. В событиях этих, может, и нет ничего сверхтаинственного: доктор свалился с лошади, споткнувшейся о натянутую кем-то проволоку, сына барона высекли розгами неизвестные и, видимо, они же чуть не ослепили не совсем нормального сына акушерки. Однако жители понимают: что-то будет. Понимают это и зрители. Ханеке таким образом построил повествование, что при всей его медлительности совершенно невозможно оторваться от черно-белого экрана.
Стилистически (да и по содержанию) «Белая лента» более всего напоминает «Бесов» Достоевского. Упоминание классика здесь небезосновательно. Главное, что поражает в фильме, – это соразмерность фигуры автора теме. Уже в «Пианистке» помимо мазохистских игр был заявлен аристократический росчерк пера. В «Белой ленте» он разросся до записи о тайнах мировых судеб. Каннское жюри оценило фильм «Золотой пальмовой ветвью» – и это абсолютно объективный вердикт.