Keep me in suspense
Когда я сочиняю истории, меня больше всего волнуют не характеры, а лестницы, которые скрипят.
Программа Keep me in suspense объединяет работы молодых европейских и российских видеохудожников, обращающихся к эффекту саспенса. Видео, ограниченное во времени и выразительных средствах, выводит на первый план само состояние напряжения.
Из приема саспенс переходит в очищенное, острое ощущение и сам становится главным героем. Создается ситуация, которая позволяет зрителю оставаться во вне, увидеть напряжение со стороны и самому управлять уровнем своей вовлеченности.
Кураторы программы: Анна Кравченко и Юлия Гарбузова.
Rebecca Digne / Ребекка Динь
Kino Peinture / Кино Картина
2008, видео, 0'39
Видео работа Ребекки Динь, оправдывая свое название, находится где-то между киноискусством и живописью. Изображение идеально продумано с точки зрения композиции и цвета , напоминая нам сцены из фильмов Стенли Кубрика или Девида Линча. Замедленная съемка, выхватывает испуганный взгляд девушки, обернувшейся навстречу зрителю в безлюдном кинотеатре, рождая ощущение неопределенной внутренней тревоги.
Christophe Herreros / Кристоф Херерос
Long Take#2 / Длинный План#2
2009, видео, 2’48
Длинный план широко используется многими режиссерами. В видео Кристофа Херероса этот прием доведен до абсурда, он становится самодостаточным сюжетом и смыслом всей работы. Медитативное круговое движение камеры кажется, не подчинено никакой нарративной логике. То убыстряясь, то замедляясь, камера выхватывает фрагменты пейзажа и фигуры персонажей. Но все эти детали вторичны и желание зрителя задержать на них свой взгляд и понять их значение, обречено на провал. Мы становимся своеобразными заложниками камеры, живущей по своим собственным законам.
Armel Hostiou / Армель Остью
Lost you / Теряю тебя
2008, видео, 1’54
Армель Остью играет с кинематографическими клише, его работа прочитывается как классическая «хичкоковская» сцена. Камера неотрывно следует за взбегающей по нескончаемой винтовой лестнице девушкой, напряжение нарастает. В ожидании развязки, мы видим как героиня распахивает дверь на последнем этаже. Финальный кадр выхватывает, искривленное ужасом женское лицо, но его причина остается неизвестной зрителю.
Maria Haritonova / Маша Харитонова
Pool / Бассейн
2011, видео, 3’57
Мы видим персонажа в пустом, почти стерильном пространстве безлюдного бассейна. Он не может преодолеть свой страх и прыгнуть в воду. Замирая у бортика, он не решается шагнуть вниз. Брызги воды в лицо, звуки находящихся в бассейне людей, динамичная камера в конце видео передают его внутреннее состояние. Это видео — пластическая метафора о потере контроля и собственной идентификации, о видимых и невидимых границах, которые иногда очень сложно преодолеть.
Laurence Nicola / Лоранс Никола
Le réveil / Пробуждение
2005, видео, 2’36
Минималистическая работа Лоранс Никола играет с чувством ожидания, непроизвольно рождающимся у зрителя. Ожидание неминуемой катастрофы, трагической развязки подано здесь в иронической форме. Пространство экрана заполнено куриными яйцами, которые вот-вот должны быть раздавлены ногами некоего персонажа, который все не решается ступить на эту «взрывоопасную» почву. Но зрителю не суждено увидеть кульминацию, в самый решающий момент изображение исчезает, сменившись черным экраном, и мы слышим только соответствующий действию звук.
Vladimir Logutov / Владимир Логутов
From series Structured spaces / Из серии «Структурированные пространства»
2012, видео
В кадре заурядное городское пространство, в котором возникает, буквально вкатывается, огромный запрещающий знак. Это абсурдное вторжение не приносит видимых повреждений, но нарушает течение реальности, рождая ощущение тревоги. Зацикленное, медленное движение не имеет конца.
Florent Mattei /Флоран Маттеи
Impact /Импакт
2011, видео, 4’54
Это видео — портрет молодого человека бегущего через ночной город. Эта работа могла бы быть сценой, выхваченной из классического боевика. Но акценты смещены, зритель лишен возможности узнать причины и финальное назначение этой гонки. Сам процесс непрерывного движения становится смысловым центром. Камера неотступно следует за главным героем, не упуская ни малейшего изменения в ритме его дыхания, беспощадно фиксируя физическую усталость в погоне без видимой цели.
Tieri Riviere / Тьери Ривьер
Sans titre / Без названия
2008, видео, 3'48
Тьери Ривьер последовательно моделирует сцену, которая обернется классической ситуацией саспенса. На плоскость наклоненного стола он помещает монитор и мяч. Последний, предсказуемо падает в самом начале, отмечая начало тяжелой паузы – ожидания падения монитора. Используя язык скульптуры художник иронично интерпретирует знаменитый пример саспенса Хитчкока: зритель знает о бомбе помещенной под столом героев, ведущих беседу, и это ожидание трагичной развязки делает невинную ситуацию невыносимо напряженной.
Eléonore Saintagnan / Элеонора Сэнтанян
Le cercle / Круг
2009, видео, 11’47
Элеонора Сэнтанян была приглашена для реализации фильма в одну из провинциальных французских школ. Подростки должны были участвовать в съемках и одним из главных их пожеланий, было сняться в фильме полном напряжения. Художница воплотила детскую мечту, обратившись к известным кино приемам. Окруженные облаком искусственного тумана, ученики по очереди позируют на фоне мистического пейзажа, изображая трагический взгляд в лучших голливудских традициях. В процессе съемки им задавали неудобные, сложные для них вопросы, но в видео попали только паузы между ними. Искусственно созданная ситуация, передает реальное ощущение напряжения и смутной тревоги юных героев.
Adrien Vescovi / Адриян Вескови
Jour de fête / Праздник
2006, видео, 0’28
Адрияна Вескови помещает в кадр тихий пейзаж с сельской дорогой. Глядя на который, зритель предсказуемо ожидает появление героя. Вдруг кадр пересекает велосипед. Он движется по восходящей дороге и без участия живого человека. Это «обманка» лишь прерывает наше ожидание, не давая развития ситуации. Зритель остается с тем же пейзажем, озадаченный и все также ожидающий.