Немецкая анимация в период Третьего Рейха

Немецкая анимация временой Второй мировой.

Многие выдающиеся аниматоры, в том числе Оскар Фишингер, Бертольд Бартош, Лотте Райнигер, покинули страну.

Главным примером для подражания стали фильмы Уолта Диснея, но немецкие аниматоры первой половины прошлого столетия не только пытались копировать диснеевские мультфильмы, но и открывали новые дороги в мультипликации и придумывали своих оригинальных персонажей.

В Чехословакии на «Прага-фильм» (бывшей студии «Барандов») создаются комфортные условия для производства анимационных фильмов – там работают Хорст фон Меллендорф, поставивший антисоветскую «Свадьбу в коралловом море», Франк Леберехт и другие мультипликаторы.

В это время  появляются замечательные фильмы Ганса Фишеркозена «Заезженная мелодия», «Снеговик» и «Глупая гусочка». В 1937 году братья Фердинанд и Герман Диль создают полнометражный кукольный мультфильм «Семь воронов» по одноименной сказке Братьев Гримм.

Помимо диктуемой «сверху» пропаганды в нацисткой Германии выжил и ушедший в подполье авангард. В 1943 году Герберт Зеггельке создает своеобразный манифест творческой свободы - нарисованный на кинопленке «Балет штрих - пунктир». Программа:

  • Деревце, которое хотело другую крону / Vom Bäumlein, das andere Blätter hat gewollt, 1940, 7 мин. Режиссер: Хайнц Тишмайер / Heinz Tischmeyer. По одноименному стихотворению немецкого поэта Фридриха Рюккерта. Этот достаточно сентиментальный анимационный фильм представляет собой пример нацистской пропаганды антисемитизма. Еврей с большим мешком и бородой крадет золотые листики с бедного спящего деревца, которое, по замыслу создателей, должно вызывать у зрителей сочувствие.
  • Нарушитель спокойствия / Der Störenfried, 1940, 12 мин. Режиссер: Ганс Гельд / Hans Held. Еще один пример нацисткой пропаганды. Фильм должен был способствовать мобилизации немецкого населения на борьбу с врагом. В мультфильме  все животные леса держатся вместе, чтобы прогнать нарушителя спокойствия - лисицу. Ежи носят шлемы вермахта, а осы напоминают знаменитых пикирующих бомбардировщиков в типичной летной форме. В качестве звукового сопровождения летающих ос создатели фильма использовали реальную запись звука немецких самолетов.
  • Приключения барона Мюнхаузена / Die Abenteuer des Freiherrn von Münchhausen, 1944, 7 мин. Режиссер: Ганс Гельд / Hans Held. Мультфильм о зимнем путешествии барона Мюнхаузена в Россию. Бравый  и бесстрашный герой Распе вытаскивает себя за косичку из болота и запрягает волка в сани.
  • Бедный Ганс / Armer Hansi, 1943, 15 мин. Режиссер: Франк Леберехт / Frank Leberecht. Анимационная притча. Страдавшая в неволе птичка по имени Ганс наконец вырывается на свободу, но это не приносит ей счастья и, влюбившись в плененную канарейку, она добровольно возвращается в золотую клетку.
  • Заезженная мелодия / Verwitterte Melodie, 1943, 9 мин. Режиссер: Ганс Фишеркозен / Hans Fischerkoesen. Один из лучших рисованных немецких мультфильмов, созданных во время войны. Маленькая оса находит брошенный кем-то патефон и, используя свое жало в качестве иглы, запускает пластинку с прекрасной мелодией.
  • Снеговик / Der Schneemann, 1943, 12 мин. Режиссер: Ганс Фишеркозен / Hans Fischerkoesen. Замечательный мультфильм о снеговике, который хотел увидеть лето. Одна из вершин немецкой анимации периода «третьего рейха».
  • Глупая гусочка / Das Dumme Gänzlein, 1944, 13 мин. Режиссер: Ганс Фишеркозен / Hans Fischerkoesen. Созданная с большим мастерством анимационная притча о гусочке, очарованной прелестями и соблазнами городской жизни. Похищенная хитрым лисом птичка попадает в логово хищника, но гусочке удается убежать, вызвать подмогу и освободить  жертв лисы.
  • Балет штрих — пунктир / Strich-Punkt-Ballett, 1943, 3  мин. Режиссер: Герберт Зеггельке / Herbert Seggelke. Созданный во время, когда абстрактное искусство было заклеймено как «дегенеративное», фильм Герберта Зеггельке «Балет штрих-пунктир» стал своеобразным манифестом свободы творчества. Джазовая музыка, которая звучит в фильме, во времена Третьего Рейха была под запретом. Этот авангардисткий «абсолютный фильм» нарисован цветными карандашами на пустой кинопленке и создан без применения кинокамеры.

Отзывы о «Немецкая анимация в период Третьего Рейха»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события

Другие кинофильмы / документальный