Камилла Клодель, 1915
Полтора часа в сумасшедшем доме.
Семья отправляет талантливую художницу-скульптора Камиллу Клодель на лечение в психиатрическую клинику. В последнее время женщина пребывала в уверенности, что вокруг одни враги — не сказать, кстати, что без всяких на то оснований. Бывший любовник Огюст Роден и впрямь заимствовал ее идеи, приписывая их себе, а брат-писатель элементарно завидовал: в годы творческого расцвета работы Клодель пользовались большим успехом у критиков. Но время действия картины — 1915 год (Камилла проведет в лечебнице еще почти тридцать лет, до самой смерти), и ни о каком расцвете речи уже не идет. Фильмы каннского любимца — это, как правило, продолжительное бездействие, время от времени взрывающееся шоковыми сценами секса и насилия в тех или иных пропорциях: см. «29 пальм» или «Фландрию», образцовое авторское кино, каким можно пугать обывателя, решившего для разнообразия отвлечься от блокбастеров и глянуть, а что ж за артхаус такой. Новый фильм в основном обходится даже без вспышек, а просто являет собой глубинное и стабильное погружение в ад. Сравнительно вменяемая героиня день за днем, месяц за месяцем мается в босхианском окружении хохочуших, кривляющихся и плачущих психов (сыгранных, как Дюмон любит, реальными больными). Ощущения, мягко говоря, неуютные, но сильные, да.