Розовая пантера
Как правило, ремейки всегда оказываются хуже своих прототипов. Реинкарнация пыльного киносериала «Розовая пантера» доказывает: исключения из правил все-таки бывают.
Париж, финал футбольного Кубка Кубков: хозяева поля из последних сил вырывают победу у китайских гостей. Внезапно на глазах миллионов болельщиков отравленный дротик пронзает тренера французской команды, с пальца убитого исчезает перстень с бриллиантом «Розовая пантера». Расследование скандала становится приоритетным национальным проектом, который поручают старшему комиссару Дрейфусу (Кляйн). Бюрократ, в седьмой раз претендующий на Медаль чести, не может позволить себе провала. В помощники Дрейфус вызывает из провинции инспектора Клузо (Мартин), имя которого наводит ужас на всю Францию: Клузо блещет некомпетентностью и самомнением, все его подвиги становятся сенсациями желтой прессы. На фоне подобного хлопотуна нетрудно выглядеть скромным и гениальным детективом. Рассчитывая на это, Дрейфус не учитывает главного: его соперник не просто истеричный параноик, которому повсюду мерещатся заговоры, Клузо блещет азартом и обаянием, он всецело предан службе и готов идти до конца – буквально по головам...
Восьмое по счету явление инспектора Клузо на большом экране стоит семи предыдущих. Дело в том, что оригинальный киносериал Блейка Эдвардса ощутимо портил… исполнитель главной роли – самый раскрученный послевоенный кинокомик, друг великого Кубрика Питер Селлерс. Признанный мастер перевоплощения, он был напрочь лишен обаяния и скорее изображал эксцентрику, чем удивлял и смешил. Образ самовлюбленного психопата пришелся ему в самую пору, но обессмертили серию не «подвиги» Клузо, а сфера его буйной деятельности – мир горнолыжных курортов и индийских дворцов, коллекций от Сен-Лорана и роскошных маскарадов. Впервые послевоенное европейское кино осмелилось высмеять богатых и счастливых, нелепых и недалеких аристократов, знакомых простым европейцам лишь по официальной хронике и обложкам светских журналов. Собирательным образом этаких циничных и самодовольных прожигателей красивой жизни стала… одноименная с бриллиантом розовая тварь. Открывая картину под популярную мелодию Генри Манчини, анимационная Пантера изобретательно фокусничала с титрами, неизменно затмевая основной сюжет прытью, комизмом, и двусмысленным гримасничаньем (розовый цвет значит на Западе то, что у нас принято называть «голубым»).
Главное достоинство новой комедии состоит в том, что исполняющий главную роль Стив Мартин подражает не своему предшественнику Питеру Селлерсу, а конкуренту – комику Лесли Нильсену. В лучших традициях «Аэропланов» и «Голых пистолетов» (комедии, которыми прославился Нильсен) «новорожденный» Клузо калечит прохожих дверцей автомобиля, то и дело спотыкается об инвалидов и неутомимо кувыркается в пятнистом трико (равно и маскирующем фигуру, и подчеркивающем ее недостатки). От буйного детектива пытаются не отстать его экранные коллеги и соперники – Жан Рено (боевые единоборства, танцы живота) и Кевин Кляйн (ему отрывают голову, которая немедленно прирастает обратно). Но настоящего успеха добиваются не они, а эффектно дефилирующая на обочине сюжета Бейонси Ноулз, певица из Destiny's Child. Никаких фокусов афродива себе не позволяет, но ее солнечные улыбки – лучшее украшение картины.
Если судить по количеству забавных безумств и акробатических гэгов, то свой 80-миллионный бюджет «Розовая Пантера» отрабатывает не вхолостую – едва ли проект сложился бы удачней, если бы на роль Клузо был приглашен Кевин Спейси, Майк Майерс или Крис Такер (с Джеки Чаном в роли напарника), которых безуспешно пытались «сосватать» картине. Столь широкая популярность и привередливая разборчивость «Пантеры», конечно, неслучайна - при всем богатстве выбора эксцентрическая комедия без туалетно-генитального юмора становится сегодня настоящей «вип-персоной». В то время как киноидиоты стремительно молодеют, возвращение на экран болвана средних лет, верного мундиру и чести, становится истинным геройством, за которое можно благодарить создателей «Пантеры».