Левиафан
Настоящий хоррор, ужасно изобретательный и красивый фильм, в котором видеоарт на службе у документалистики оказывается на редкость уместен.
Главный предмет гордости всех прогрессивных кинофестивалей прошлого года снят двумя художниками, режиссерами и по совместительству сотрудниками инновационной этнографической лаборатории в Гарварде и представляет собой будни рыболовецкого траулера, выходящего в рейс рядом с побережьем Нью-Бедфорда — том самом, где начиналось преследование Моби Дика (и да, конечно же, это не случайно). Разница только в том, что сняты они скорее глазами улова, чем ловца. Десятки маленьких камер закреплены на самих моряках, разбросаны среди их добычи или погружены в океан. В каком-то смысле, это фильм, представляющий взгляд природы на человека буквально с высоты птичьего полета или из клокочущей мглы невода. Впрочем, в нем нет ничего сознательно невыносимого, чем сплошь и рядом страдает кино, граничащее с современным искусством и проходящее по разряду хайбрау. Тот всплеск реальности, что тут показан, — это прежде всего всплеск неземной красоты, и противопоказан он разве что людям, страдающим морской болезнью.