Оружейный барон
Одна из самых ярких актерских работ Николаса Кейджа — полулегального торговца оружием из Одессы.
Разменяв четвертый десяток, скучающий на Брайтоне одессит Юрий Орлов (Кейдж) нашел наконец любимую работу: стал продавцом оружия. Начал Юрий с продажи мелкому гангстеру потрепанного израильского «узи», продолжил массовыми поставками в ЮАР советских танков и боевых вертолетов...
«Оружейный барон» перегружен социальными «мессиджами», однообразно кислыми выражениями лица Николаса Кейджа и нудными размышлениями о том зле, которое несет оружие в наш мир. Этого оказалось достаточно, чтобы отпугнуть от фильма массового зрителя, – «Барон» с треском провалился в американском прокате, едва окупив половину производственного бюджета. Обидно. Потому что при всех своих недостатках картина Эндрю Никкола наделена рядом неоспоримых достоинств. Просто надо знать, куда смотреть и на чем акцентировать свое внимание. Например, наш российский зритель непременно отыщет в «Бароне» массу поводов для своей сугубо национальной радости. Вот Николас Кейдж ломано, но разборчиво ругается матом с Джаредом Лето. Вот он целует в лоб телевизионное изображение Михаила Горбачева, вещающее о начале перестройки в России. Вот Орлов-Кейдж покупает колонну советских танков, стоя напротив поверженного памятника «вождю революции».
Но самое главное, приступая к просмотру «Оружейного барона», нужно определиться, кого считать в фильме главным героем, кому сопереживать и внимать с раскрытым ртом. Ключ к пониманию картины заложен уже в начальных титрах. На их фоне нам покажут жизненный путь боевого патрона от заводского конвейера до дырки в голове африканского подростка, увиденный глазами... пули.
Пусть Эндрю Никкол уверяет, что снимал свой фильм «на основе реальных событий»: «Я собрал своего героя из пяти известных персонажей. Юрий Орлов – это составной портрет современного торговца оружием». Откровенно говоря, выписывая «психологически достоверный» образ Орлова, режиссер впустую тратил время. По ходу действия, незаметно и неожиданно, настоящими героями фильма становятся бездушные «объекты торговли». Хищно лязгающие затворами и плюющиеся свинцом машины для убийства вытесняют рефлексирующих «живых» персонажей за рамки кадра, затмевают звездные физиономии и начинают жить своей жизнью. И этот затейливый киноаттракцион будет поинтереснее многих спецэффектных зимних кинопремьер.