Дыра в моем сердце
Фестивальный любимчик Лукас Мудиссон в своей новой работе – «Дыра в моем сердце» смакует будни шведской порноиндустрии. После первых же минут просмотра зрители начинают выбегать из зала, зажимая рукой рот...
Эрик – мальчик-гот, ведущий отшельнический образ жизни. Он не выходит на улицу, предпочитая отсиживаться в своей комнате, слушать скрежещущий индустриальный рок и выращивать в обувной коробке дождевых червей. С потолка его «кельи» зазывно свисает петля, но мальчик не спешит ей воспользоваться – он лишь заклеивает глаза лейкопластырем. Чтобы не видеть тот Содом, который развернулся у него в квартире. В этой самой обыкновенной шведской «хрущобе» отец Эрика, бывший рок-музыкант, чья жена погибла давным-давно и чье существование держится исключительно на «колесах» и выпивке, снимает порно. У него свои «звезды»: мощнотелый югослав Геко и нордическая девица Тесс с розовыми прядями и тонкой душевной организацией. Она – единственная, кто пытается вступить в неэротический контакт с Эриком, поскольку видит в нем такую же потерянную, заблудшую душу, какой является сама. Конечно, такими их сделала система, до крайности довела жизнь, и то, чем занимаются герои картины, делается не ради наживы. Это некий извращенный способ творческого самоутверждения – попытка найти себя в галлонах помоев. Кстати, примерно тем же занимается и сам режиссер. К примеру, Мудиссон радует зрителя продолжительной сценой в операционной, где крупным планом показывает, как Тесс делают операцию на половых органах. Чрезмерную натуралистичность режиссер пытается компенсировать (а на деле еще больше усугубляет) визуальным разнообразием: рваный монтаж; статичные планы, перемежающиеся съемками «дерганой» камерой; неожиданные ракурсы съемки – во всем этом видится некая пародия на реалити-шоу.
Но на сей раз Мудиссон откровенно перегнул палку. Если перед просмотром его предыдущего фильма «Лиля навсегда» зрителям следовало запасаться носовыми платками, то на «Дыру…» лучше не приходить без бумажным пакетов. Новая работа Мудиссона - апофеоз отвратно-эпатажного кино, ведущего свою историю от Марко Феррери до Ким Ки-Дука. И тем она ценна. Зачем часами истязать себя просмотром фильмов Миике и Ки-Дука? Теперь достаточно посмотреть всего один фильм – и получить кучу еще теплых впечатлений на год вперед.