Гарпастум
1914 год, Россия. В петербургских литературных салонах встречаются «молодые боги»: Мандельштам, Ахматова, Блок, Вертинский.
В воздухе носится предчувствие революции. А два наивных парнишки, братья Андрей и Николай (прототипы – братья Старостины), думают только о garpastum, «ножной игре в мяч». Футбол занимает все их мысли – футбол и еще немного богемная красавица Аница (Хаматова)…
Простой пересказ сюжета не отражает сути фильма. Можно подумать, что новый фильм Германа-младшего – зрелищный сериал наподобие «Петербургских тайн», или же, напротив, лиричная ретромелодрама а-ля «Космос как предчувствие». О том же говорит и «участие» в сюжете знаменитостей – Гоша Куценко в роли Блока, Бугаев-Африка в роли Мандельштама. Но, увы, расслабиться и получить удовольствие на этой картине вряд ли получится. Алексей Герман – сын своего отца, и его «наследник по прямой»: чахоточный кашель за кадром, туман, тяжелой пеленой накрывающий Петербург, меланхоличная, если не сказать ленивая, манера съемки даже таких беспроигрышных в плане ритмики моментов, как трансляция футбольного матча.
Сценарий «Гарпастума» написан Александром Вайнштейном – Герман его переделал, и это отчетливо видно. Экранизация чужой мечты, пускай и очень эстетская (на последнем Венецианском фестивале «Гарпастум» был отмечен специальным упоминанием жюри) – не самый честный для художника ход. Ну, а тех, для кого «авторское» синоним «хорошего», милости просим.