Несчастливы по-своему
Несчастливы по-своему
Удачная экранизация популярной пьесы американца Трейси Леттса
в исполнении икон Голливуда — кино большей частью разговорное,
но увлекательное.
Август Трагикомедия
Osage County, США, 2013. Р: Джон Уэллс
А: Мэрил Стрип, Джулия Робертс, Юэн МакГрегор
В духе: «Резня»
«Родина», «Киномакс», «Синема Стар»
В августе Вестоны собираются в полном составе в своем доме в Оклахоме. Поводом для воссоединения стало внезапное исчезновение главы семейства — Беверли Вестона. Вскоре его тело обнаруживается в лодке в реке неподалеку от дома, а посему поиски плавно перетекают в похороны, а затем и в поминки. Свежеиспеченная вдова Вайолет Вестон (Мэрил Стрип), чьи проблемы смертью мужа не ограничиваются, использует незапланированную встречу с дочерьми, сестрой, племянником и прочими родственниками как повод для давно накипевшего разговора по душам.
Он будет эмоциональным: прогрессирующий рак горла Вайолет заедает обезболивающими, антидепрессантами и закуривает сигаретами. У каждого из персонажей обнаружится свой скелет в фамильном шкафу, и за два часа все они с артрозным скрипом вывалятся наружу. Первой на мать набросится одна из дочерей Вайолет Барбара (в исполнении Джулии Робертс), но впоследствии свою порцию чувствительных ударов получит каждый.
В основу фильма легла пьеса Трейси Леттса ≪Август: графство Осейдж≫ (драматург получил за нее Пулитцеровскую премию), которую с 2007-го активно ставили —в том числе и в Москве. Сценарий Леттс написалсам, а за режиссуру взялся Джон Уэллс, постановщик недурного сериала ≪Бесстыдники≫ и продюсер ≪Милдред Пирс≫. Как и в театральной инсценировке, действия в фильме, несмотря на потасовку-другую, не слишком много. Герои главным образом чинно сидят за столом в гостиной, пьют вино на террасе или совершенно по-чеховски качаются на качелях в саду. Сетовать на умеренность динамики не приходится, поскольку мы получаем возможность полностью сосредоточиться на актерской игре, тем более что она оправдывает самые смелые ожидания. Не удивительно, что сразу две актрисы за роль в ≪Августе≫ в этом году номинированы на ≪Оскар≫ (Джулия Робертс и Мэрил Стрип). При этом отдельного внимания заслуживает непривычное для массового зрителя амплуа Бенедикта Камбербэтча. На этот раз он играет не интеллектуала-эксцентрика, пришельца-террориста, интернет-революционера или дракона, а, для разнообразия, застенчивого юношу, который находится под сильным давлением авторитарной матери, не в силах ни писком ей возразить и от смущения подолгу втыкает в телевизор. Зато поклонницам будет приятно послушать, как он, к примеру, на правах бонуса, исполняет лирический романс.
На выходе мы получаем качественную семейную драму в лучших традициях Луи Маля (≪Милу в Мае≫) и Француа Озона (≪8 женщин≫). По мере развития история оказывается не такой безысходной, как казалось на первый взгляд. Да, стандартом сбывшейся американской мечты Вестоны не выглядят, но с тем большим сочувствием мы наблюдаем за развитием отношений персонажей. Мораль истории озвучивания ≪американской мечты≫ постепенно сменяется сочувствием. Мораль озвучивает, спешно запихивая вещи, чтобы как можно быстрее уехать из родительского дома, младшая сестра (Джульетт Льюис, повзрослевшая кровавая оторва из ≪Прирожденных убийц≫): ≪Я делала такие поступки, которыми не могу гордиться. Потому что жизнь иногда загоняет тебя в угол. Правда живет там, где она всегда —посередине. Где мы все и живем≫. Тоже самое можно сказать и про перипетии ≪Августа≫, и про нашу повседневность, у которой с печальной историей американского семейства обнаруживается вдруг немало общего.