Шагал – Малевич
Двойной лирический портрет титанов русского искусства.
Витебск, 1920-й. Революционная ситуация предсказуемо распространилась и на искусство: вернувшийся на родину после обучения в Париже юный живописец Марк Шагал основывает Витебское художественное училище, набирает студентов и приглашает преподавателя — именитого уже тогда футуриста Казимира Малевича. Вскоре он об этом пожалеет (Малевич с бойцовской коммунистической прямотой «отожмет», что называется, училище под себя), хотя позже до последних лет жизни будет вспоминать о заклятом друге с теплотой и пиететом. Параллельно у Шагала случаются личные проблемы: в его красавицу-жену Беллу влюбляется красный комиссар, как и Малевич, привыкший брать свое там, где видит свое. Просветительская функция картины едва ли не перевешивает ее художественные достоинства. «Шагал — Малевич» — продукт полезный (что далеко не про каждое произведение кинематографа можно сказать) поскольку доходчиво рассказывает зрителю, что Малевич — это не только «Черный квадрат», как и Шагал — не исключительно «Влюбленные над городом» (тема этой работы здесь лирически обыгрывается). Не лучший, наверное, но, безусловно, очень личный фильм создателя «Экипажа», мечтавшего снять байопик Шагала почти полвека.
Отзывы о «Шагал – Малевич»
Молодой Марк Шагал (Леонид Бичевин) возвращается из Парижа в родной Витебск. Вернее, он приезжает по делу: первые заработанные за картины деньги в кармане, а значит, пора предлагать своей возлюбленной Белле (Кристина Шнайдерман) руку и сердце. Есть сложности и трудности, но ничто не может помешать полёту влюблённых, и вот уже гости кружатся в весёлом танце на свадьбе. Шагала счастлив как никогда и стремится вернуться в Париж вместе с молодой женой, но события разрушают эту мечту. Начинается гражданская война. Художника окружают ужасы: голод, смерть, разрушение... А он смотрит, но словно не видит всего этого. Марк Шагал верит в то, что в нынешнюю эпоху искусство нужно как никогда ранее, а значит, надо его развивать с новой силой. Они с Беллой возвращаются в родной Витебск, чтобы создать там "новый Париж", открыть лучшую художественную школу в стране и пригласить педагогов-авангардистов, Малевича (Анатолий Белый), например. Но не слишком ли высоко летает Шагал? И знает ли он, какое искусство нужно новому обществу?
Режиссёр фильма, Александр Митта, от основных мотивов в своём творчестве далеко не отходит. "Шагал- Малевич" словно продолжает линию его давней, но незабвенной картины "Гори, гори, моя звезда". Сам Митта какое-то время успешно работал графиком-карикатуристом в советских журналах, так что тема изобразительного искусства ему знакома не понаслышке. И в фильме это чувствуется. Хотя, эту картину с трудом можно отнести к реалистической биографии, слишком уж много здесь символов и метафор. Не удивительно, что рабочее название на съемочной площадке звучало так: "Миракль о Шагале".
Фильм богат, как русская душа. В нём есть моменты, полные душевного тепла и любви. Есть комически смешные ситуации, есть и ирония. Здесь звучат ноты трагедии, а потом возникает глубокое душевное умиление... Эта одна из тех картин, после просмотра которой кажется, что прожил несколько дней а не 2 часа - столько всего переживаешь. Здесь встречаются образы совершенно разных людей, все они по-своему привлекательны и интересны.
Бюджет фильма не велик и это сказывается на спецэффектах, а ведь они играют в нём немаловажную роль, вносят дополнительную эмоциональную нагрузку и помогают создать фантастическую атмосферу, столько характерную для полотен Шагала. Нельзя сказать, что техническая составляющая вызывает дискомфорт. Даже если местами обращаешь внимание на её несовершенство, как тут же уносишься в поток новых действий и эмоций. Однако, бесконечная тяга к совершенству вызывает жгучее желание видеть столь органичный и красивый драгоценный камень в достойной оправе из качественных спецэффектов.
Несмотря на всю метафоричность фильма, к историческому антуражу съёмочная группа подошла очень серьёзно. Съёмки проходили в Витебске, где для большей правдоподобности несколько улиц были искусственно состарены. Был построен квартал еврейской бедноты с деревянными домами, рынком, синагогой, который затем использовали для съёмок пожара. Копии полотен Шагала и Малевича выполнил главный художник картины - Эдуард Галкин. Костюмы просто восхитительны: с одной стороны - соответствуют историческим реалиям, а с другой - радуют глаз стилем, колоритом. Всё в этом фильме дышит любовью к настоящему искусству.
Нельзя не отметить потрясающую игру главных героев. Шагал и Малевич сыграны шедеврально! И до того убедительно, что в какой-то момент ловишь себя на мысли, что ты видишь перед собой живых легендарных художников. С каким чутким вниманием были выбраны актёры, и как восхитительно они вошли в образ! Их игра создаёт стрежень картины и собирает её воедино.
Сюжетных линий много. Так что вовсе необязательно быть заядлым любителем живописи, чтобы увлечься происходящим на экране. Здесь и рассуждения о роли искусства в жизни общества, которые выражаются в позициях Шагала и Малевича. Линия преданной любви Беллы к своему гениальному мужу, в то время как революционер Наум следует за ней по пятам. Проблемы выбора своего пути, отношения к окружающей действительности, противопоставление коллективного и частного... Фильм даёт неисчерпаемую почву для обсуждений и размышлений. А значит, посмотреть его можно посоветовать очень многим людям. Включить фильм " Шагал -Малевич" стоит тогда, когда захочется чего-то светлого и искреннего, движения эмоций и мыслей. Может быть, вы встанете на сторону Малевича с его энергичным и новаторским взглядом на искусство. А может, захотите полетать с Шагалом. Но в любом случае, вы не останетесь равнодушными.