Мультфильмы Льва Атаманова
Полная ретроспектива работ анимационного режиссера Льва Атаманова с вступительными лекциями историка анимации Георгия Бородина
В 1990-е годы в российской анимации произошла поляризация направленности фильмов по принципу зрительского адреса – разделение на «авторское» и «коммерческое» кино. При этом утвердилась установка, что «авторское» кино существует для творческих экспериментов и личностных высказываний режиссёра, который должен оставаться абсолютно свободным в своих поисках, не оглядываясь на массовые зрительские запросы, а задачей «коммерческого» является, напротив, исключительно развлечение зрителя, достижение самоокупаемости и принесение прибыли. В значительной мере эти воззрения сохранились и в наши дни.
В результате кинематографисты и киноведы, разделяющие подобные взгляды, с трудом могут объяснить, как добивались выдающихся творческих достижений советские мультипликаторы, находившиеся в условиях жесточайшего контроля и регламентации жанровой, стилистической, тематической стороны своих фильмов. Как им удавалось вложить авторское высказывание в картины, априори предназначенные для самых широких масс, преимущественно – детей? Как в ситуации постоянной смены государственных установок в отношении задач советской мультипликации и её художественных средств режиссёры извлекали выгоду из условий, предоставляемых каждой эпохой, и даже находили возможность для творческих экспериментов? Наконец, как они выполняли идеологический «заказ», находя в нём возможность для самореализации и не изменяя собственным взглядам?
Этим проблемам мы хотим посвятить настоящую ретроспективу. Для наглядности мы взяли за основу режиссёрскую биографию Льва Константиновича Атаманова, протянувшуюся от начала 1930-х до начала 1980-х годов. За это время облик советской мультипликации менялся многократно и неузнаваемо, степень обязательного и дозволенного то сужалась, то расширялась, представления о задачах этого искусства менялись до полной противоположности. Л.К.Атаманов прошёл через все эти исторические эпохи, в каждой из них находя возможность для выражения беспокоивших его идей и чувств, обращая любые ограничения и условия работы на пользу художественному результату и в каждый из периодов создавая выдающиеся произведения киноискусства, вызывавшие зрительский отклик.
Каждую из частей ретроспективы будет предварять рассказ историка мультипликации Георгия Бородина о том, в каких культурно-исторических условиях создавались эти фильмы, какова была история их появления, какие творческие задачи ставил Л.К.Атаманов в каждой из работ. Будет рассказано также и о некоторых несохранившихся фильмах режиссёра или замыслах, которые не удалось реализовать.
Надеемся, что настоящий цикл окажется своевременным и будет полезен в первую очередь молодым кинематографистам, студентам киношкол и гуманитарных вузов, а также всем интересующимся историей советской мультипликации.
КОТ благодарит за помощь в создании программы студию «Союзмультфильм», Госфильмофонд РФ и Государственный Музей кино.