Мандерлей

Оценка редакции
Manderlay
Премьера в России: 8 сентября 2005
Мировая премьера: 16 мая 2005

Одиозный изобретатель датской «Догмы» Ларс фон Триер разродился вторым детищем своей антиамериканской трилогии. На сей раз он перенес действие из Догвилля в Мандерлай и избавился от Николь Кидман.

Мрачная колонна гангстерских машин доставила Грейс (Хауард) в Алабаму. Прошло уже два месяца с тех пор, как девушка сравняла с землей Догвилль, и теперь бандитская дочь снова ищет, кого бы наставить на путь истинный. Случайно остановившись в провинциальном Мандерлае, Грейс с ужасом обнаруживает, что там все еще царит рабовладельческий строй. Девушка поселяется в городке, с видом мессии дарует неграм свободу, а специально выделенная отцом команда вооруженных охранников блюдет порядок...

Как только Николь Кидман ушла в отставку после «Догвилля», ей тут же нашли замену в лице Брайс Даллас Хауард (дочки известного режиссера Рона Хауарда) – рыжеволосой нимфы с прозрачной кожей и незамутненным взглядом. Грейс заметно помолодела, похорошела и сдала в экспрессивности – камера заботливо исследует каждую пору на ее спокойном, киногеничном лице, явно злоупотребляя крупными планами. Папаша Грейс тоже изменился до неузнаваемости: вместо потомственного «крестного отца» Джеймса Каана мы получили комиксного гангстера Уиллема Дэфо, еще больше подчеркивающего нарочитую условность происходящего.

В очередной раз полоснув ножом по гнойнику моральных устоев протестантского Юга, Триер надругался над Америкой во всю отведенную ему волю. По-скоморошьи высмеивая политкорректность и ханжество затравленных цивилизацией жителей первобытно-благообразного Юга, режиссер красочно обрисовывает Мандерлай в своем театральном минимализме. Тут все, как и положено – повешенные предатели болтаются на веревках, лицемеров выстегивают кнутами, спящих воров застреливают в упор. Суровая великомученица, праведная убийца Грейс творит правосудие под дулами неусыпных томми-ганнов. Она закрепила за собой право даровать свободу тем, кто картинно наслаждается своим рабством.

В следующей части антиамериканской трилогии Грейс переедет в Вашингтон и снова из самых благих побуждений докажет Америке, что так жить нельзя. К слову, на финальных титрах под музыку Дэвида Боуи мелькает занятная фотонарезка, которую венчает кадр статуи Джорджа Вашингтона – это вместо фразы «to be continued». Триер меняет темы, актрис, ракурсы, но остается верным себе в минимуме выразительных средств и в шествовании до конца по тонкому бордюру «ненависти к человечеству».

Факт
При всей своей лютой ненависти к «стране неограниченных возможностей», Ларс фон Триер никогда не был в Америке. Дело в том, что режиссер панически боится авиаперелетов, а иным способом, кроме как на самолете, в Штаты из родной триеровской Дании не попасть. После просмотра «Мандерлая», «New York Times» вынесла на передовицу: «Мистер Триер, приезжайте к нам в гости!». Видимо, хотели разубедить режиссера, продемонстрировать ему чудеса, которые даруют своим гражданам Америка. А может, просто хотели его линчевать.

Отзывы о «Мандерлей»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события

Актеры «Мандерлей»

Смотреть всех актёров

Другие кинофильмы / драма