Суп дьявола
Индустриальная симфония о двойственности прогресса.
Супом дьявола выдающийся писатель-фантаст Дино Буццати назвал в забытом сегодня документальном фильме «Планета стали» (Il pianeta acciaio, 1962) содержимое доменной печи. 50 лет спустя метафора легла в основу монтажного киноэссе о промышленном прогрессе. Когда-то ему молились, теперь его проклинают, видя в развитии технологий и тотальной индустриализации не путь к благоденствию и процветанию, а угрозу для экологии и предвестие изматывающих кризисов. Но, как бы ни было обидно защитникам окружающей среды, в заводах, созданных человеческими руками, не меньше красоты, чем в творениях природы...
Фильм Давиде Феррарио использует только архивные киноматериалы, избегая прямых комментариев. Кадры старой хроники сливаются в бурлящий историко-поэтический эпос. Это и ода рабочим, и ностальгическое путешествие в недавнее прошлое, и греза о волшебном мире будущего, которое уже не только наступило, но успело закончиться. И грандиозный киноклип о том, как эры экономического бума сменяются временами стагнации, и философский научпоп, вступающий в тонкий диалог с библейскими словами царя Соломона: «Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?»