Звезда Мела Гибсона никогда не сияла так ярко, но при этом никогда еще не имела столь скандального шлейфа. Католик, секс-символ, любитель дешевой текилы, многодетный отец, но, прежде всего, актер и режиссер, на этой неделе Гибсон выпускает на экран свой новый фильм, «Апокалипсис». Фильм о грехах человеческих.
 
У Мела с Господом Богом разговор особый. У человека, которому с детства сулили карьеру священника, и который перепробовал на вкус абсолютно все человеческие соблазны, иначе и быть не может.
 
Святой Мел
Его отца звали Хаттон Гибсон, он работал на железной дороге, и содержал семью из тринадцати человек (Мел был шестым из одиннадцати детей). В юности Хаттон мечтал стать священником, а потом это свое желание проецировал на каждого из своих сыновей. «Я верю в Бога, потому что мой отец в него верил, - говорит Мел – А этот человек никогда меня не обманывал». Каждый из детей получил имя по святцам. Так, своего шестого ребенка Хаттон назвал Мелом – в честь ирландского католического святого.
Детство и юность будущей звезды пришлись на 60-е, но его семью не коснулась ни движение хиппи, ни сексуальная революция. Гибсоны верили только в Бога и государство: когда старшим сыновьям пришли повестки во Вьетнам, они все явились на призывной пункт. Но ни один из Гибсонов не воевал – после того, как в 1964-м отец получил на работе серьезную травму, его дети станут кормильцами семьи. Мелу еще припомнят этот факт его биографии и назовут дезертиром, забыв о том, что он начал работать в 14 лет.
В качестве компенсации за травму и увольнение Хаттону Гибсону был выписан чек на 145 тысяч долларов. На эти деньги семейство Гибсон переехало в Австралию – там, по мнению отца, было меньше соблазнов для детей. В Сиднее Мел пошел в колледж святого Льва, опекаемый монахами – в будущем он сам надеялся стать священником. Но школа, по его воспоминаниям, была похожа на монастырь, и Мел взбунтовался. Он начал пить, курить, драться - в общем, делал что угодно, лишь бы не следовать «этому тупому репрессивному режиму».
После школы Мел понял, что сан священника ему не грозит. Будущая звезда устроилась на фабрику – разливать апельсиновый сок по бутылкам. Его сестра Шейла решила, что Мелу стоит попробовать себя в театре – там, как она считала, его буйной энергии нашелся бы выход. Она заполнила за него заявку на поступление в Институт драматического искусства  и, к немалому удивлению всего семейства, Мел сдал все экзамены на «отлично». Впрочем, сам он это вспоминает с трудом: его молодость прошла в алкогольном угаре.
 
«Нам нужны фрики!»
Постоянной подружкой Мела в то время была некая Дебора Фоурман. На одной из буйных вечеринок она покончила жизнь самоубийством – возможно, это было и не самоубийство вовсе, возможно, ее убил коктейль из таблеток и разбавленного виски. Так или иначе, но Мел воспринял это как знак свыше.
Таких прозрений у него будет еще много, но это было самое первое, а значит, самое яркое. Мел взялся за ум, сбрил бороду и даже на время завязал с выпивкой. Он, наконец, познакомился с хорошей девушкой, католичкой по имени Робин Мур, и взял ее в жены. 26 лет брака, семеро детей – Мел называет ее «святой», и мы почему-то ему верим.
В Голливуде Мел стал легендой как раз из-за своего пристрастия к алкоголю. Как известно, свою первую «звездную» роль, роль в «Безумном Максе», он получил только потому, что пришел на пробы с похмелья: с синяками¸ кровоподтеками, и вывихнутой челюстью. Увидев его лицо, режиссер воскликнул: «Ты подходишь. Нам нужны фрики!»
А на съемочной площадке фильма «Баунти» на всякий случай дежурила «неотложка»: в перерывах Лайем Нисон, Дэниэл Дэй-Льюис и, конечно, Мел Гибсон напивались до белой горячки. По словам его собутыльников, Мел в жизни крайне застенчивый человек, и алкоголь – то самое средство, с помощью которого он может обаять любую аудиторию.
«Да он находчивый парень! – сказал как-то про него актер Питер Стормаре – Снялся в паре мусорных фильмов, и теперь может делать, что хочет». Под «мусорными» фильмами подразумевается тетралогия «Смертельное оружие», после которой Мел стал самым высокооплачиваемым актером Голливуда. Но отказывать ему в таланте было бы совсем несправедливо: как раз увидев начальные кадры «Смертельного оружия», Франко Дзеффирелли позвал его на роль Гамлета.
Мел отказался от дюжины ролей, каждая из которых обеспечила бы безбедную жизнь даже его внукам. Но вместо этого он вложил свои деньги в студию под названием «Icon» («икона»), чтобы снимать собственные фильмы – не для первого уик-энда, а для вечности.
 
Это личное
У Мела есть что сказать о страстях человеческих, даже сейчас: его старшая дочь Ханна пару лет назад призналась в том, что принимает наркотики. У нее перед глазами был живой, папин, пример: «Я совершил в жизни столько безумных поступков, что удивляюсь, как до сих пор остался жив». Особенно тяжко Мелу пришлось в конце восьмидесятых, когда он вернулся к выпивке, и одно время даже подумывал о самоубийстве. Именно тогда, в очередной раз прозрев, он начал работу над сценарием «Страстей Христовых». Ни одна студия не бралась за финансирование этого проекта, и тогда Мел сам сел в режиссерское кресло. Религиозные фанатики превратили его жизнь в ад – несмотря даже на то, что «Страсти» оказались абсолютно каноническим пересказом Нового Завета.
Его следующий фильм, «Апокалипсис», формально, совсем на другую тему – о гибели великой цивилизации майя. Но, по сути, это современная переделка мифа о Вавилоне, разрушенном Господом за грехи и гордыню человеческую. А значит, снова – разговор человека с Богом. И пока толпа критиков изучает Мела Гибсона под увеличительным стеклом, он всего-навсего рассказывает очень личную историю.
 
Роли, от которых отказался Мел Гибсон:
- Бен Ричардс в фильме «Бегущий человек»
- Робин Гуд
- Джеймс Бонд (дважды: ему предлагали эту роль после ухода Роджера Мура и Тимоти Далтона)
- Бэтмен
- «Росомаха» («Люди Икс»)
 
 «Апокалипсис» now:
- фильм снимался под проливными дождями, в Мексике
- по словам Мела, на съемках он вдохновлялся своим любимым фильмом «Спартак» с Кирком Дугласом
- исполнитель главной роли, Руди Гонзалес, по ходу съемок взял себе индейское имя «Молодая кровь»
- после завершения работы Гибсон отказался разрушать выстроенные декорации. Скорее всего, они станут экспонатами какого-нибудь музея.
 
Фильм Мела Гибсона «Апокалипсис» смотрите в кинотеатрах с 14 декабря