Для Федора Бондарчука нынешний год выдался плодотворным. Он снялся в одной из главных ролей в новой картине Валерия Тодоровского «Тиски», исполнил свою давнюю мечту, приняв участие в озвучании полнометражной анимационной ленты «Сезон охоты», и выступил в качестве продюсера картины «Жара»
Фильм «Жара» был создан в рекордные сроки, практически с листа. На главные роли были приглашены звезды «9 роты» - Алексей Чадов, Константин Крюков, Артур Смольянинов и рэп-музыкант Тимати, а сам Бондарчук выступил в качестве актера эпизода, сыграв самого себя.
«Жара» - это попытка сделать кино о поколении?
Не хочется быть претенциозным. Мы столько раз кричали о том, что то или иное кино выражает идею поколения! Как правило, фильмы, на которые производители пытаются повесить ярлык, в результате подвергаются насмешкам зрителей и кинокритиков: «Самый большой бюджет!», «Самый громкий фильм года!», «Самый страшный фильм за всю историю российского кино!»…
Фильм «Жара» - это правдивая история любви, товарищества, ощущения себя в пространстве. Это взгляд человека, которому 20 лет, на любимый город. Если ты снимешь фильм о том, как у бабушки на окне росла герань и какие вокруг нее происходили трансформации с миром – это будет правдивая история и такое кино вызовет интерес и внимание публики. Я могу лишь сказать, что мы с продюсерами Дмитрием Рудовским и Александром Роднянским сделали все, чтобы режиссер Резо Гигинеишвили чувствовал себя комфортно на площадке: у него была лучшая группа, лучшее оборудование, лучшие актеры. Он закончил ВГИК, у него за плечами опыт работы на картине «9 рота» и собственный сериал. И у него могут быть очень хорошие перспективы на прокат. Я сделал все для того, чтобы этот фильм состоялся.
Вы принимали участие в написании сценария?
Нет, но мы его обсуждали. Я предложил сделать Резо фильм о том, что он знает – про город, про молодых парней и девушек, про любовь. Он написал сценарий, который дальше уже трансформировался при участии многих членов съемочной группы, которые раскрасили его своими историями.
В сценарии фильма есть очень много деталей и моментов, которые поймут только посвященные…
Мне меньше всего хотелось, чтобы этот фильм был понятен только людям, живущим внутри Садового кольца. Это важно. Я не сопереживал героям, которые были в первом варианте сценария, потому что они выглядели придуманными. А мне бы хотелось, чтобы каждый зритель нашел в героях самих себя. Кажется, это получилось. «Жара» будет фильмом, который поймут все, потому что наши герои являются частью нашей аудитории. Хочется, чтобы герои поколения не были озлобленными на свою страну, на ситуацию, в которой они оказались, на время, в котором живут. К сожалению, есть некоторые представители старшего поколения, ненавидящие весь мир, начиная от гвоздя в полу, и заканчивая птичкой, пролетающей по утру за их окнами. Они ничего не могут сделать со своей всепоглощающей злобой, потому что прожили жизнь и в одночасье лишились всего. Есть сегодня и отвратительное поколение животных, которые существуют всепоглощающе, ради получения удовольствия. В нашей картине зритель увидит нормальных людей – думающих, мучающихся, совершающих ошибки. У них здоровое отношение к себе и своему будущему, они способны на любовь и сострадание. И они испытывают кайф от того, что живут именно в этом городе.
В сценарии есть забавный эпизод: в кадре крупным планом появляются желтые ботинки, и лишь потом на общем плане зритель узнает о том, что владельцем ботинок являетесь вы. На мой взгляд, иронию этого кадра, смогут понять лишь люди из вашего окружения, знающие, что вы, как правило, работаете на съемочной площадке в «желтых ботинках».
Да, этот нюанс поймут 20 человек сидящих в зале, знающих, что я ввел среди своих друзей моду на эту обувь. Но мне кажется, что в таких посланиях к малой аудитории есть особая прелесть кинематографа.
В картине будет много города?
Да, мы постарались сделать его стремительно улетающим, со знаменитыми московскими двориками, где детвора играет в футбол, и люди по утрам выходят намывать свои машины. К сожалению, лет через пять таких двориков уже не будет.
Первоначально фильм должен был называться «Сказки города». Почему продюсеры остановили свой выбор на «Жаре»?
Потому что в нашем фильме очень большую роль играет то обстоятельство, что в Москве стоит небывалая жара. Мы-то с вами знаем, что такое жара в нашем городе, когда взрослые сходят с ума, а молодежь свободна до нельзя. Для нас жара – катализатор событий, чувств, всего того, что происходит с героями на протяжении всего фильма.
Вы всегда говорите о том, что нужно открывать новые лица, однако в этом фильме представлен мощный звездный состав.
«Жара» - специальный проект. Было огромное количество предложений использовать комбинацию актеров «9 роты». Нам самим хотелось еще раз поработать с этой конструкцией. Мы даже думали о том, чтобы задействовать этот состав в моем фильме «Обитаемый остров», съемки которого должны начаться в январе. В результате я отдал эту возможность Резо. Чужому человеку я ни за что на свете не доверил бы это снимать. А когда за дело берется родной человек, получаются интересные вещи. Всегда интересно наблюдать за тем, как одни и те же актерские ансамбли существуют на экране в разных обстоятельствах. Это эксперимент, и я сам не знаю, как аудитория его воспримет. Возможно, будет провал, возможно успех. Экран покажет.
Что касается моих заявлений по поводу новых лиц. Хочется поспорить с некоторыми руководителями телеканалов, которые зачастую формируют актерский ансамбль из медийных лиц и на этом рассчитывают раскрутить кино. На «9 роте» я тоже пошел эксперимент, взяв на главные роли молодых ребят. И аудитория это приняла с радостью. Многие отмечали то, что у нас новые лица и то, как это здорово. Поэтому, готовя картину «Обитаемый остров», я иду тем же путем.
Можно ли считать Резо вашим преемником в кинематографе?
Я осторожно отношусь к таким понятиям как школа, стиль. Резо можно считать моим преемником в сфере организации производственного процесса. В методе общения с группой, артистами. Если мне удалось передать ему какие-то навыки работы – это хорошо. А все, что касается высоких материй –об этом я даже разговаривать не хочу. Каждый из нас занимается своим делом так, как может и чувствует. А о стилях и почерке пусть судит зритель. Резо играет важную роль в моей жизни, и в том, что «9 рота» получилась, есть и его заслуга. Мне нравится его наглость, обаяние, талант. У нас происходит взаимообмен. Та атмосфера товарищества и любви, которая возникла на «9 роте» встречается в жизни очень редко. Мне комфортно работать с ним, а ему со мной. Такое совпадение происходит, возможно, раз в жизни.
Злые языки поговаривают, что вы чересчур глубоко контролировали процесс съемок «Жары» и по сути дела руководили картиной. На сколько вы сами считаете эти суждения справедливыми?
Мое присутствие на площадке – проявление товарищества. И потом я в принципе очень люблю съемочный процесс. Тем более, когда в Москве тепло, ты можешь в начале сидеть в каком-нибудь кафе и обсуждать отснятый материал, а потом поехать на площадку. Съемки у нас не сложные, смета чистая, все обязательства по гонорарам выполняются, почему бы нам не получать удовольствие от процесса?
Вы открыли для нашего кинематографа новую звезду – Костю Крюкова. После дебюта в «9 роте», ваш племянник получает десятки предложений, снимается в сериалах и полнометражном кино. Довольны ли вы тем, что Костя пришел в эту профессию?
Когда у него появятся другие достойные роли – я буду доволен. Да, действительно сегодня он – звезда глянцевых журналов и аудитория его любит. Но к этому надо очень серьезно относиться. Одно дело сниматься в военной картине, испытывая физические и психологические трудности, которые помогают тебе глубже почувствовать материал, а другое - работать в долгом сериале в конвейерном режиме с большим количеством текста. Я очень его люблю и хочу, чтобы у него все сложилось удачно.
Как вы относитесь к карьере жены?
Я рад, что Светлана имеет возможность творчески реализовываться и поддерживаю ее во всех начинаниях. Кстати, в картине «Жара» Света дебютировала в качестве киноактрисы. Правда, роль у нее не большая, но интересная. Она сыграла продавщицу в магазине одежды.
Вы живете в таком сумасшедшем графике. На детей времени хватает?
На Варю нет. А вот Сережа частенько приезжает ко мне на работу. Я считаю, что лучший способ воспитания детей – не воспитывать их, а просто достойно жить, работать и по возможности, вовлекать их в то, чем живешь сам. Мой отец нас с сестрой, в традиционном понимании не воспитывал. Нас воспитывали его дела, поступки, отношение к жизни, к профессии. Мне кажется, это правильно.
У вас множество профессий. В каком амплуа вы чувствуете себя комфортнее всего?
Я стараюсь всегда делать то, что мне доставляет радость. Не зависимо от того снимаю я сам, или снимаюсь у кого-то. Я был счастлив, когда снимал «9 роту». Не менее счастливым я чувствовал себя на недавних съемках у Валеры Тодоровского, когда мы в Ростове снимали фильм «Тиски». Я с удовольствием помогал Резо снимать «Жару». Мне нравится вести программу о кино. Важно чтобы тебя окружали единомышленники, не зависимо от того, чем ты занимаешься в данный момент времени.
Чья критика бьет больнее?
Самый жесткий и беспощадный критик – ты сам. Если ты выполнил задачи, поставленные перед самим собой – тебе безразлична критика людей, одержимых желанием побольнее тебя укусить. А если ты сам не доволен своей работой – ничьи уверения в том, что это прекрасно, тебя не убедят.
Как вы оцениваете поколение молодых режиссеров? Видите ли вы в них конкурентов?
Конкуренция необходима. Иначе невозможно расти в профессии. Слава Богу, сегодня индустрия развивается. С каждым годом запускается все больше и больше картин, рождаются новые имена. В частности, «Кинотавр» нынешнего года это показал. Иван Вырыпаев, Кирилл Серебреников – режиссеры, которые новыми картинами заявили о себе на международных фестивалях в Венеции и Риме. Это говорит о том, что в нашем кинематографе наступает эпоха, когда возможно снимать кино и для массовой аудитории, и так называемое кино не для всех, и делать картины, сочетающие в себе черты жанровости и арт-хауса. А значит, с каждым днем будет появляться все больше и больше режиссеров, способных удивлять зрителя. И это прекрасно.
Мария Безрук