После долгого творческого молчания легендарная актриса Евгения Симонова возвращается на большой экран с фильмом «Многоточие», который выходит в прокат 11 января. С легкой руки режиссера Андрея Эшпая Симонова, оказавшись в компании Чулпан Хаматовой, Евгения Цыганова, Ольги Оболдиной, сыграла одну из лучших своих ролей.
Тот факт, что Евгения Симонова длительное время не радовала поклонников новыми ролями, вовсе не значит, что ей их не предлагали. Предложения, конечно, были, да только не такие, которые ее «цепляют». Хотя Евгения Павловна никогда не скрывала, что театр для нее всегда был на первом месте. Но талантливый режиссер, который при этом является мужем актрисы, и потрясающая история любви, легшая в основу картины, заставили актрису вновь встать перед камерой, с которой она до сих пор «на вы» – так считает сама Симонова.
 
Вы достаточно долго не появлялись на киноэкране. Почему отказывались от предложенных ролей?
В отличие от многих современных режиссеров, я не считаю, что жизнь ужасна, вокруг мрак. Поэтому не хочу принимать участие в подобных проектах. Знаете, у Алексея Балабанова есть фильм – «Про уродов и людей» – вот про людей я люблю фильмы, а про уродов – нет. Недавно предложили сняться в одном фильме с жутчайшим сценарием. Спрашиваю режиссера: «А я-то зачем вам понадобилась?» «А мне нужно ваше благородство», – ответил он. Я поблагодарила за столь высокую оценку, но сказала, что в этой истории благородство ни к чему. Он был возмущен: «Эта история найдет отклик у зрителей! Вы не понимаете! Живете в каком-то своем мире!» Не стоит думать, что публика глупа. Тем не менее, в России есть талантливые режиссеры. Но, видимо, многие слишком сильно зависят от заказчиков, конъюнктуры и тому подобных вещей. 
 
Среди тех, кто видел фильм «Многоточие», есть мнение, что это ваша лучшая роль. Что вы об этом думаете?
Да, безусловно. Такого у меня еще не было – это факт. Моя кино-карьера сложилась довольно драматически. Сниматься начала рано: это было так давно, в другом государстве, что кажется, не со мной. Мне не было еще и тридцати, когда интенсивный съемочный период закончился. Затем пришли 90-е, начался спад в кино. Я снялась в нескольких неудачных картинах. А в золотое время – между 30 и 40 годами, когда прекрасно выглядела, и при этом была уже достаточно опытна, практически не снималась. Возвращение на экран состоялось благодаря Эшпаю, его «Детям Арбата», в котором я сыграла одну из любимейших ролей. И вот сейчас в 50 лет получила такой подарок – «Многоточие» – фильм, в котором есть и любовь и потери – все. Конечно, рада, что так сложилось.   
 
Вы говорите о драматизме своей карьеры, но для зрителя вы, безусловно, звезда..
Меня можно было назвать звездой довольно условно, поскольку за ту же картину «Афоня», у которой была невероятная касса, я получила около 300 рублей. Не могу припомнить, кажется, купила на гонорар приемник. Но аудиторию получила колоссальную, действительно, купалась в зрительской любви. Не знаю почему, но люди меня всегда любили. Однако в бытовом плане звезды того времени были не так уж далеки от среднестатистического гражданина СССР. Например, никто не покупал мне билет на самолет, чтобы лететь на съемки, как сейчас. Я приезжала в аэропорт и становилась в очередь. Кто-то говорил: «Ой, давайте артистку пропустим», а кто-то – «Почему? Молодая артистка, пусть постоит!» (смеется) Да и купить было нечего, одеть – тоже. Поэтому звезд нашего поколения особенно не зашкаливало. Но это неправильно! Молодые звезды должны ездить на дорогих машинах, получать большие гонорары. А я была специфической звездой. Вообще, я всегда трезво к себе относилась, поскольку давалось все с трудом, постепенно. Понимала, что тот же «Афоня» – это аванс. Ну что я там сыграла? Гениальный режиссер Данелия использовал меня почти как типаж. Поэтому народная любовь была авансом, надо было все время ее оправдывать, доказывать, себе прежде всего, что это не случайно. Порой думала: «Мама дорогая! Вот сейчас чудо закончится, все поймут, что чудовищно заблуждались, и начнется позор?!»
 
А когда вы почувствовали себя профессионалом?
Никогда. До сих пор доказываю. В кино профессионалом я так и не стала, в театре – пожалуй.
 
Кстати, те, кто видел «Многоточие», уверяют, что вы там очень сексуальны…
Это благодаря партнерам, Эшпаю.
 
Легко ли было работать с внуком Алексеем на одной площадке?
Да. И уж эту сцену я легко отыграла. По сценарию женщина с сыном, которого играл Алексей, возвращаются из лагеря и приходят к Кире домой. Я смотрела на Алексея, а глаза застилала пелена, ужас. Думала: «Только бы удержаться, не зарыдать в голос».
 
Потенциал у юного актера есть?
Может быть и есть, но развивать его не будем. Мы с его мамой Зоей Кайдановской решили, что дадим мальчику серьезное образование.
 
Ваши дочки – Зоя и Маша – от двух разных талантливых мужчин. Вы с Андреем Андреевичем Эшпаем вместе более двадцати лет, до этого был недолгий и, наверное, сложный брак с Александром Кайдановским. Как вы думаете, что развело вас в первом случае и помогает держаться во втором? 
Чтобы долго существовать вместе, причем не вынужденно, а естественно, должно совпасть такое количество параметров! Чем больше живу, тем больше убеждаюсь, что бывает это крайне редко. Мы были слишком разные с Александром Леонидовичем, как два полюса. Наше сосуществование было невозможно. Но Зое повезло – в ней проявилось счастливое сочетание противоположностей.
 
Вы вместе с Зоей играете в спектаклях, кино – волнуетесь за нее?
У меня другая проблема. Я ею любуюсь на сцене, хотя это не всегда укладывается в рамки сценария. Например, на репетициях гениальной пьесы Олби «Три высокие женщины», где Зоя играет 26-летнюю, а я 90-летнюю женщину, режиссер все время говорил мне: «Не смотри на нее так! Ты должна смотреть на нее критически!», а я ничего не могу с собой поделать – любуюсь и все. Но у нас по-настоящему партнерские отношения: можем и покритиковать друг друга.
 
Несмотря на публичность профессии, вы никогда не любили тусовки, светские мероприятия. Почему?
А я не понимаю, что там делать. Когда надо что-то надеть, ходить, показываться… Не мое это. Может быть, потому что я не модница и никогда ею не была. Я, например, не люблю условные подарки – фигурки, статуи, мне ближе конструктивные – шампуни, духи, бальзамы для тела, книги, альбомы – то, что можно использовать на практике. Так же и с тусовками: я люблю общаться, обожаю премьеры, когда можно обменяться впечатлениями, что-то обсудить с близкими по духу людьми, а не бестолково мяться с непонятно какой целью.
 
Какой отдых самый лучший?
На теплом море. Особенно люблю Мальту. Так как дети выросли, самое лучшее сочетание – Андрей Андреевич Эшпай и внук Леша.
 
Чего вам сейчас не хватает для абсолютного счастья?
Времени. Я люблю жизнь в разных ее проявлениях. Недавно встретилась с давними знакомыми – они тоже актрисы. Кто-то сказал: «Безумно хочу работать!» А у меня нет такой жажды. Может быть, потому что в жизни было много разной работы, может быть, потому что я к себе отношусь спокойно. В моей жизни было значительно больше, чем я заслужила. И сейчас, я, наверное, хочу остановиться на какое-то время. Чтобы понять, куда двигаться дальше.
 
Фильм «Многоточие» смотрите в кинотеатрах с 18 января