С 3 по 11 июня в Сочи пройдет XVIII «Кинотавр», который в 2007 году отличится сильнейшей конкурсной программой. Впервые российскому кинофестивалю есть, что показать.

«Отец» «Кинотавра» Марк Рудинштейн

Кабинет программного директора «Кинотавра» Ситоры Алиевой напоминает штаб МЧС во время большой спасательной операции. Всюду хаос. По стене длинной широкой лентой вьется распечатка с расписанием фестиваля. Некоторые названия зачеркнуты, другие обведены, пара отмечена знаком вопроса — не ясно, будут ли картины готовы к июню. На полу стопками лежат документы. На столе громоздятся DVD, в основном — рабочие варианты летних и осенних премьер. Экран в таких фильмах испещрен «антипиратскими» знаками и текстом «Копия для отборочной комиссии к\ф «Кинотавр», титров нет, за кадром слышны команды режиссера: «А теперь... задом... па-а-ашел!». Перекидной календарь застрял на странице «март». Тем временем, на улице — май, и отбор картин для «Кинотавра» закончен. Если посмотреть на стену внимательно, станет ясно, что фестиваль в этом году удался.

Нынешний «Кинотавр» — уже третий смотр, который проводится с новым менеджментом и под эгидой канала СТС. Но по ощущениям он будто бы первый. В 2005 году «Кинотавр» сменил владельцев, но не успел измениться сам. Опытные ведущие шутили старые шутки, знакомые рыхлые тела привычно жарились на пляже фестивальной гостиницы. В 2006 «Кинотавру» придумали бодрое оформление — новые логотип, приз и фирменные цвета. Добавили разговоров о бабле (круглые столы с участием кинопродюсеров были намного бодрее провезенных этими продюсерами фильмов), вручили каждому гостю набор первой помощи — средство от похмелья и банановые презервативы; «Кинотавр» помолодел. Но в 2007 — впервые за много лет, — «Кинотавр» будет интересен не только пляжем. На фестивале появится кино. Картин в основном конкурсе «Кинотавра» 14, проходных — нет.

Кадр из фильма «Русалка»

Фаворитом считается «Груз 200» Алексея Балабанова (режиссера «Брата» и «Войны»), жуткий разговорный триллер, основанный на реальных событиях: в 1984-ом провинциальный советский мент похитил и долго, изобретательно издевался над дочкой партийного босса. С показов «Груза 200» для кинотеатров люди сбегали, словно им крутили снафф-фильм с расчленением школьницы — хотя страшнее всего в «Грузе 200» слова. Той же жутью веет от драмы «Два в одном» Киры Муратовой, советской, а теперь украинской величины, которая к 73 годам стала совершенным мизантропом. Первая часть ее нового фильма — диалоги над телом повесившегося театрального актера, вторая — спектакль, вроде как в театре разыгранный: история об угасании большого человека; обе пронзительные, до мурашек. Похожий свинец есть и в «Тисках» Валерия Тодоровского: здесь герой, двадцатилетний мальчишка, ди-джей провинциального клуба, попадает в зажим между прокуратурой и наркомафией, да так, что ему впору стреляться от безнадеги. Остальные фильмы конкурса — это хорошее авторское, как правило социальное кино. От мелодрамы «Русалка» (реж. Анна Меликян; фильму уже дали кличку«русская «Амели») до комедии «Простые вещи» (реж. Алексей Попогребский, о враче-анестезиологе, хорошем русском мужике). От драмы «Кука» (реж. Ярослав Чеважевский, о шестилетней питерской девочке, которая полгода прожила на подножном корме) до мужского боевика «Кремень», почти дословного повторяющего «Брата»: дембельнувшийся провинциальный пацан покоряет Москву, устроившись в правоохранительные органы (реж. Алексей Мизгирев; сходство с «Братом» усиливается, когда главный герой смеется: улыбкой молодой актер Евгений Антропов напоминает Сергея Бодрова-младшего).

Надо думать, что у сильной программы есть и обратная сторона: после «Кинотавра» многие заговорят о новом витке развития отечественного кино, феномене новой русской киношколы и проч. На самом деле собрать фильмы на конкурс было не проще, чем добыть и переплавить золото для килограммового слитка. «Мы около сотни картин отсмотрели, но брать почти нечего» — объясняет Алиева. Половина фильмов на дисках — такая ерунда, что до зрителя никогда не дойдет. Удивительно и другое. Два года назад на «Кинотавр» попали блокбастеры «Бой с тенью» и «Статский советник». Что-то похожее — красивое, масштабное, подороже, — фестиваль готов был взять и сейчас. И... Не нашел ни одного удачного блокбастера. Хорошее «большое» кино в России по-прежнему не снимают.

Получается, что 14 названий — это почти все удобоваримые фильмы, какие Россия может предложить в 2007 году. С другой стороны, рано ныть: 14 сильных фильмов — это уже прорыв.