Продюсер картины Харви Вайнштейн в интервью сайту DeadlineHollywoodDaily.com заявил: «Я ужасно разочарован. Мы хотели сделать кое-что новое, но вышла промашка…Мы собираемся разделить «Грайндхаус» на фильм Тарантино и фильм Родригеса и выпустить их в прокат как две самостоятельные картины. К сожалению, зрители не поняли, что именно мы сделали. А мы предложили им два фильма по цене одного».
Кстати, не только зрители «не поняли», что же имели в виду продюсеры и режиссеры, но даже знатоки американского кино не слишком представляют, что такое грайндхаус. Именно так назывались сеансы в дешевых кинотеатрах на окраине города, на которых демонстрировалось сразу два фильма, отличительной чертой которых был минимальный бюджет в купе с максимальным сексом и насилием на экране. To grind по-английски означает «перемалывать». Много раз прокрученная на древнем проекторе пленка действительно выглядела «заигранной», с массой царапин и шипящим звуком. Такие фильмы были отличительной чертой 70-х годов и практически невозможны сегодня при растущем давлении моралистов-консерваторов. Словно в пику американским ханжам, киновундеркинды Тарантино и Родригес, досконально знающие американское кино всех жанров, решили воздать должное грайндхаусу. По замыслу авторов, человек, купив билет на оригинальную версию сдвоенного фильма, должен был полностью испытать эмоции зрителей того времени. Родригесу и Тарантино с помощью спецэффектов удалось полностью сымитировать состояние тогдашней проекционной техники и атмосферу допотопного сеанса.
Но практика показала, что зритель не готов выдержать сеанс, который длится более трех часов, и поэтому было решено демонстрировать фильмы порознь. Именно в таком виде творения Тарантино и Родригеса будут демонстрироваться в мировом прокате. В России сначала вышел фильм Тарантино «Доказательство смерти», недавно показанный на кинофестивале в Канне, а с разрывом в две недели зрители увидят картину Родригеса «Планета страха» - стилизацию под популярный в свое время жанр о мертвецах-зомби.
Поскольку в Америке два фильма были показаны «под одной крышей», мы хотим предложить вам своего рода диалог двух авторов, состоявшийся в отеле Four Seasons в Беверли Хиллз перед американской премьерой.
Родригес: Я давно хотел сделать двойной фильм-сеанс в духе 70-х, и когда Квентин предложил мне эту идею, я за нее схватился. Квентин вообще помешан на стилистике 70-х. У него дома огромная фильмотека, и он постоянно показывал мне старые фильмы, рекламные ролики. Некоторые из них были здорово заношены, некоторые в хорошем состоянии. Поэтому мы подумали, что неплохо бы донести до зрителей те ощущения, что были у нас при этих просмотрах...
Тарантино: Конечно, сегодня наш фильм будут смотреть в уютном и безопасном мультиплексе, а не в грязном и опасном грайндхаусе, где человек рисковал жизнью (смеется).
Расскажите, как развивалась ваша дружба, чему вы друг у друга научились?
Родригес: Мы познакомились в 1992 году на кинофестивале в Торонто. Я там показывал «Мариачи», а Квентин - «Резервуарные псы». Мы немедленно стали фанатами друг друга. Часто встречались, обменивались идеями. Потом мы одновременно работали на студии «Коламбия», и наши офисы были рядом. Он снимал «Криминальное чтиво», а я заканчивал сценарий «Отчаянного». Квентин разыгрывал передо мной сцены из «Чтива», а я ему читал свои наметки по «Отчаянному». С тех пор мы сотрудничаем.
Тарантино: Это хорошие отношения. Это самый успешный брак всех времен! (смеется). В случае «Грайндхауса» мы были как два капитана одного корабля. Мы интенсивно сотрудничали, хотя делали по-существу две самостоятельные картины. До этого нашим самым тесным сотрудничеством был фильм Роберта «От рассвета до заката», к которому я написал сценарий и был одним из продюсеров. Но это был фильм Роберта и только его. Я был готов заткнуться в любой момент, когда начинал говорить, мол, я тут в сценарии имел в виду не совсем то... Слово Роберта было последним. Я не могу представить, что мог бы сделать «Грайндхаус» с кем-нибудь другим. Я ему доверяю абсолютно, как и он мне. Мы даже не видели картины друг друга во время процесса съемки и посмотрели их только за три недели до премьеры.
У вас обоих в фильмах есть сильные женские характеры. Откуда такая тенеденция?
Тарантино: Мне некоторые говорят, что я своим женщинам из «Доказательства смерти» придал мужские черты. Не знаю, с чего это они взяли? Весь фокус этого фильма в том, что каскадер-убийца женщин Майк нарывается вместо очередных жертв на каскадерш похлеще него.
Вас критикуют за обилие сцен с насилием в «Грайнхаусе». Что на это скажете?
Родригес: Не думаю, что у меня на экране насилие ради насилия. Даже комиссия по рейтингам не увидела в фильме ничего такого. Они сами смеялись, потому что у меня все это насилие не всерьез.
Тарантино: Вообще-то, я задумал «Доказательство смерти» как поклон жанру слешер (фильм-резня – «ВД»). Только у меня вместо ножей – машины. Думаю, что в результате получается куда менее кровожадно, чем в настоящих слешерах. К тому же автогонки с трюками требуют куда большей хореографии, поэтому усиливается элемент условности, при том, что напряжение зрителя ничуть не снижается.
Роберт, пару слов о твоей музыке к собственным фильмам?
Как бы вы оба охарактеризовали методы своей работы как режиссера?
Родригес: Я делаю разные по стилю картины. Наверное, мой пример режиссера, который все делает сам, вдохновляет будущих кинематографистов. Мне часто говорят, что мои «лекции» на DVD, сопровождающие картину очень полезны. На практике я не очень-то академичен и работаю по наитию, хотя у меня всегда есть сценарий и даже музыка. Хотя я иногда думаю, что не мешало бы нанять композитора, монтажера, оператора получше, чем я. Я могу себе это позволить, но тогда мои картины не были бы столь личными. Это был бы фабричный продукт, как большинство картин в Голливуде. Опять-таки, когда кому-то что-то не нравится в моих фильмах, они знают, куда обращаться с жалобами (смеется).
И какие же у вас финансовые отношения?
Родригес: Квентин заплатил мне доллар за музыку к его фильму «Убить Билла-2».