Ларс фон Триер, в отличие от Бессона или Спилберга, не считает, что кино – идеальное обезболивающее, таблетка аспирина от мировых проблем. Он предпочитает лечить тяжелые болезни человечества шоковой терапией.

Он заставляет зал рыдать, показывая, как святая шлюха взывает к своему богу («Рассекая волны»). Или, как болтается в петле слепая эмигрантка («Танцующая в темноте»). Он заставляет красавицу Николь Кидман встать на колени и надеть ошейник («Догвилль»), а Брайс Даллас Ховард – громко и внятно произнести слово «ниггер» («Мандерлей»). Иначе, по мнению Триера, невозможно. Фильм, не оставляющий эмоций – мертвый фильм. А мертвечина – не по его части.

Датский эксцентрик, сноб и идеалист, он никогда не признавал догмата – хотя, по иронии судьбы, именно «Догмой» он назвал свой грандиозный проект. «Догма» должна была стать манифестом свободы – и прежде всего свободы от моральных норм.

Его жизнь похожа на мыльную оперу – причем с не самым худшим сценарием. На смертном одре мама рассказала Ларсу, что человек, которого он долгие годы считал отцом, на самом деле был его отчимом. Его подлинный папа, Фритц Хартманн, был мелким клерком, а маме хотелось, чтобы ее сын вырос в «артистической» обстановке. Поэтому ее выбор пал на Ульфа Триера, выходца из довольно известной семьи музыкантов. И Ларс Триер, действительно, вырос вполне творческой натурой. Свой первый фильм он снял на любительскую камеру в 11 лет. Чуть позже, во время учебы в киношколе, присвоил себе аристократическую приставку «фон». Получал награды на кинофестивалях, но никогда за ними не приезжал (он страшно боится перелетов). Бросил свою беременную жену и ушел от нее к няне, которая по возрасту годилась ему в дочери. Снимал рекламу для таблоидов, отказался работать со Спилбергом, мечтал поставить хард-порно с голливудскими звездами и фильм про пришествие сатаны…

Актеры отказывались с ним работать, прокатчики боялись показывать его фильмы в кинотеатрах. Но Ларса, кажется, это совсем не волновало. Его борьба с мировым злом – идейная, а кинематограф – лишь средство для достижения определенной цели. Но тем, кто все же решится потревожить свое душевное здоровье просмотром фильмов фон Триера, следует знать, что он снимает, как и покойный Кшиштоф Кеслевский, трилогиями: «Европа», «Золотое сердце» и «Америка – страна больших возможностей». Недавно вышедший «Самый главный босс» стоит в этом ряду особняком. Это картина-одиночка, быстрый и талантливый шарж на тему современного офиса. Даже люди, которые думают о судьбах мира, порой отвлекаются на мелочи.


Шок - это по Триеру:

Пожалуй, не осталось такой неполиткорректной темы, которую Ларс фон Триер не затронул бы в своих фильмах.

•«Европа» (Europa), 1991
Сразу после окончания второй Мировой войны немец Кесслер устраивается кондуктором на железную дорогу. Ему предстоит познакомиться с террористической группой «Волки», а также влюбиться в ее предводительницу… Точная, хотя и издевательская стилизация под фильмы-нуар и одновременно исследование современной Европы, которая, по мнению режиссера, до сих пор тоскует по «сильной» руке Адольфа Гитлера.

•«Королевство» (Riget), 1994
Вот что бывает, если скрестить бытовой реализм сериала «Скорая помощь» с нервным мистицизмом «Твин Пикса». По ходу действия сериала, снятого в реальной копенгагенской больнице и рассказывающего о ее буднях, возникают совершенно запредельные эпизоды: повсюду бродят призраки, в лифте слышны странные голоса, а беременная врачиха вот-вот родит нечто вроде ребенка Розмари…

• «Ра
ссекая волны» (Breaking the Waves), 1996
Совершенно невозможно поверить, что для 29-летней Эмили Уотсон это – первая роль в кино. Она играет блаженную Бесс, которая ради спасения парализованного мужа отдает свое тело всем, кто на него позарится. И все это – с подачи Господа Бога, чей голос она слышит постоянно. Фон Триер настоятельно не рекомендовал смотреть свой фильм беременным. А вот для верующих – самое то.

• «Идиоты» (
Idioterne), 1998
Имя режиссера не указано в титрах, но мы-то знаем, что главный здесь именно он. Несколько не совсем вменяемых людей занимаются сексом, много болтают и ищут в себе «внутреннего идиота». Анархистский вариант «Большой жратвы» Марко Феррери.

•«Танцующая в темноте» (Dancer in the Dark), 2000
Ларс фон Триер – прекрасный рефлектолог: он знает, на какие точки нужно нажимать, чтобы у зрителя в определенный момент «пошла слеза». Несчастная Бьорк, сыгравшая в фильме главную роль, каждое утро выдавала режиссеру: «Мистер фон Триер, я вас презираю», а потом вообще исчезла с площадки на три дня – лечилась от нервных срывов.

•«Догвиль» (Dogville), 2003
На создание этого фильма фон Триера вдохновила песенка «Пиратка Дженни» из «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта. Теперь пришла очередь страдать Николь Кидман: ее режиссер посадил на цепь. Пол Беттани, которого на съемки заманили обманом (мол, будет весело), в середине процесса поинтересовался: «Ну, и когда начнется веселье?» И услышал мрачный ответ: «В этой жизни – никогда».

• «Мандерлей» (
Manderlay), 2005
Поскольку Николь Кидман, находясь под впечатлением от съемок в «Догвиле», отказалась сниматься в продолжении, ее роль отдали Брайс Даллас Ховард. Если «Догвиль» был о так называемой «американской свободе», то в «Мандерлее» речь идет о расизме. В завершающей части трилогии, под названием «Вашингтон» (выйдет на экраны в 2009-м году), фон Триер будет рассказывать нам уже об особенностях американской политики. Интересно, согласится ли участвовать в этом сомнительном предприятии кто-нибудь из голливудской элиты?