Девочку по имени Венсдей с потусторонним взглядом и длинными черными косами из готической комедии «Семейка Адамс» зрители запомнили сразу и надолго. Юной исполнительнице Кристине Риччи было всего одиннадцать, но с той поры она предпочитает именно такие «странные» персонажи. Последняя работа в фильме «Пенелопа» не стала исключением.

Кристина Риччи вошла в американское кино в ореоле инакости. Она была ни на кого не похожа – самобытная, странная, притягивающая и пугающая девочка, которая выбирала роли бесконечно далекие от голливудских стандартов. За ней достаточно быстро закрепилась репутация актрисы, не боящейся экстрима на экране. Она сыграла метущегося подростка в «Ледяном ветре» (1997), беременную девочку в «Противоположности сексу» (1998), жертву похищения в картине «Баффало 66» (1998), невесту главного героя в мрачном готическом триллере «Сонная лощина» (1999), лесбийскую подругу серийной женщины-убийцы в «Монстре» (2003). При всем разнообразии этих персонажей, которых трудно отнести к разряду «нормальных», ясно, что Риччи, как актрису, совершенно не интересует банальность. В противном случае, с ее талантом и нестандартной красотой она давно нашла бы дорогу в блокбастеры, как некоторые куда менее талантливые старлетки.

Может быть, объяснение этому феномену в том, что, по собственному признанию Кристины, она долгое время жила с чувством ярости, ее всегда что-то бесило. В силу приличного воспитания она не могла выплеснуть злость на кого-то, ударить человека, нагрубить. Избавиться от этого состояния помогали психотерапия – у нее были аналитики на обоих побережьях США - и, конечно же, фильмы. В них она могла быть сколько угодно плохой, нервной или психопатичной. Но даже эти опасные эмоции она умела сбалансировать чувством юмора и определенным оптимизмом, который позволял ей после мрачных моментов в жизни посмеяться над собой.

Именно как смесь драмы и юмора нужно воспринимать ее последнюю роль в картине «Пенелопа», где Кристина играет молодую девушку, родившуюся с лицом... свинки.

Почему ты предпочитаешь играть персонажей, которые постоянно находятся на взводе или в состоянии физической опасности?
Потому что я предпочитаю пребывать в этих состояниях именно в процессе работы, экран дает мне эту возможность. Если ли бы не это, в жизни я была бы законченной стервой!

Но твоя Пенелопа ведь совсем не такая?
Да, она другая. Это девушка, которая всю жизнь скрывала не только свое лицо, но и свою сущность. По ходу фильма она начинает осознавать себя, понимать, кто она такая.

Накладной свинячий нос не мешал играть?
А ты вспомни Николь Кидман, которая играла с огромным носом и получила «Оскар» (смеется)!

Так то же был человеческий нос, не свинячий, хотя Николь он и сильно уродовал...
Дело не в носе, а в метафорической, волшебной, можно сказать, истории о девушке, которая обретает внутреннее равновесие только тогда, когда примиряется с тем, что она такая. Я надеюсь, что это найдет отклик у многих. Проклятье внешности, недовольство собой можно преодолеть, когда кто-то полюбит тебя таким, какой ты есть.

Мне хорошо знакомо чувство депрессии, я боролась с излишним весом и страдала анорексией. Поэтому мне близка история девушки, которая должна преодолевать непреодолимое, чтобы найти своего принца. Правда, история в «Пенелопе» развернута в современность, и принц здесь вовсе не принц, а карточный шулер.

Тебя в истории Пенелопы привлекла любовная сторона, сказка о современной Золушке и принце?
Нет, мне как актрисе с определенными пристрастиями была более близка сторона обретения человеком самого себя. Ведь Пенелопа должна научиться в первую очередь понимать и любить себя.

Ты недавно снялась для обложки журнала «W» в суперсексуальном виде. Не видишь никакого противоречия между собой, этакой куклой Барби, и Пенелопой с лицом свинки?
«Пенелопа» - самая настоящая «анти-Барби». Сегодня все молодые и не очень молодые люди страшно озабочены тем, как они выглядят. Поэтому мне особенно интересно было показать, как можно успешно преодолевать стереотипы и предрасудки по поводу своей внешности. И насколько важнее характер человека, положительные черты его личности.

«Пенелопа» также касается чувства неуверенности, мучающего многих молодых людей...
Это чувство может натворить много бед. Ну, что страшного, если у тебя прыщики, плохие волосы или лишний вес? Но все это заставляет постоянно думать – а так ли я выгляжу, а правильно ли я говорю?! Нельзя терять контроль над своей жизнью, нельзя поддаваться чувству неуверенности в себе. Конечно, мы живем в сложном и довольно поганом мире, но можно найти и возвышающие тебя вещи. Но для этого нужно иногда остановиться и заглянуть в себя.

Тебя как-то назвали «секс-бомбой» для лузеров». Согласна с определением?
Я вообще не понимаю идеи «секс-бомбы» - что для лузеров, что для победителей. Честно скажу, мне наплевать, как меня воспринимают, когда я появляюсь на людях. Я, конечно, как все женщины, люблю нарядиться, выглядеть привлекательной. Но если ты меня спросишь, воспринимаю ли я себя как сексуальный объект, то отвечу, что я скорее пуританка, чем жрица свободной любви.

То есть ты «противоположность сексу», как гласит название твоего знаменитого фильма?
Ну что-то вроде этого (смеется). Хотя, когда я добивалась роли несчастной нимфоманки в «Стоне черной змеи», я заставила своего агента бомбить режиссера моими суперсексуальными фотографиями.

Ты в итоге получила роль, которая от тебя потребовала быть почти все время полуголой, погружаться в ванну со льдом, ползать по полу, кричать и плакать. Стоило того?
Я профессионал и позволяю режиссерам делать со мной все, что требуется по фильму. Здесь я веду себя как шлюха (смеется). Но то, что я делаю на площадке, остается только на площадке.

Какой у тебя был самый сложный сексуальный эпизод на съемках?
Когда пришлось массировать груди Шарлиз Терон в «Монстре». После этого я прониклась сочувствием к мужчинам, которым приходится это делать во время съемок с женщинами (смеется).

Тебе довелось играть и лесбиянку, и нимфоманку. Как говорится, дальше ехать некуда!..
Нимфомания – устаревший термин. Это плод ваших мужских фантазий (смеется).

Да, конечно, бывают сексуальные зависимости. Но то, что ты называешь нимфоманией, я бы назвала обратным изнасилованием. Женщина, бесконечно меняющая партнеров по сексу, скорее всего, была растлена в детстве, и теперь она как бы сама себя насилует многократно. Когда я играю такую роль, я думаю о том, как помочь жертвам полового насилия – бывшим, нынешним и будущим.

Что тебя притягивает к ролям, которые не соотносятся с твоей собственной жизнью?
Меня увлекают люди. Я люблю читать биографии, узнавать о чужой жизни, чужой психологии. Самые интересные для работы - это сложные, даже поломанные характеры. Тогда нужно все время бросать вызов самой себе.

Татуировки у тебя в соответствии с актерской репутацией?
Нет, довольно простые и скромные. Всего четыре штуки.

И где они у тебя, позволь задать нескромный вопрос?
На виду только одна (смеется). Я вообще стараюсь их иметь там, где их легко замаскировать на время съемок. Одна на запястье, одна на нижней части спины, одна на бедре – это кольцо вокруг бедра.
 
Что ты ищешь в мужчине?
В любви нет никакой логики или смысла. Ты просто реагируешь определенным образом на человека. Меня привлекают в мужчинах ум, юмор. Я люблю настоящих мужчин. Они обычно слека потрачены (смеется). Но что поделаешь?!
 
Фильм «Пенелопа» с Кристиной Риччи в главной роли смотрите в кинотеатрах с 2 августа.