Пе – так называют актрису в Испании. Там она настоящая примадонна, которая сумела добиться признания не только в Европе, но и в Соединенных Штатах. В детстве она мечтала стать профессиональной балериной и преуспела бы в этом амплуа, если бы однажды ее не заметили продюсеры, которые предложили девушке стать ведущей молодежной телепередачи. Появление Крус на телевидении предопределило всю ее дальнейшую судьбу: режиссеры стали наперебой предлагать ей роли.
Первым заметил и использовал феноменальную сексапильность и необычную для католического воспитания смелость актрисы испанский режиссер Бигас Луна. Он дал ей главную роль в нашумевшей комедии под названием «Jamon, Jamon!» (в русском переводе известна как «Ветчина, ветчина»). Вторая картина с участием юной прелестницы – «Belle Epoque» («Прекрасная эпоха») Фернадо Труэбы – получила все крупнейшие награды киносезона 1992/1993 годов.
Следующие пять лет Крус снималась много, но картины с ее участием были известны в основном в испаноязычных странах. Зато 1997 год стал для нее решающим: актриса сыграла в картинах известных испанских режиссеров – Педро Альмодовара и Алехандро Аменамбара. У Альмодовара Крус снялась в «Живой плоти» («Carne Tremula») и с тех пор стала любимицей режиссера.
Впрочем, серьезные награды до поры до времени обходили Пенелопу стороной, за исключением премии «Гойя» за роль в «Девушке твоей мечты» у Фернандо Труэбы. Поэтому, когда в 1999 году на церемонии вручения «Оскара» Крус поднялась на сцену с Антонио Бандерасом получать приз за лучший иностранный фильм года «Все о моей матери», мало кто мог предположить, что уже скоро испанская красотка станет самой известной в Америке европейской актрисой и закружит голову самым завидным женихам Голливуда. А ведь именно так все и вышло.
Американский ремейк «Ванильное небо» (2001) свел на несколько лет двух Крузов – Тома и Пенелопу. Но экономии на перемене фамилии при заключении брака не получилось, поскольку пара распалась в 2004 году. Так же не задались отношения и с партнером по фильму «Сахара» (2005) Мэтью Маконахи. Они длились всего два года. Формальным поводом для разрыва, как они оба заявляли, стала «чрезвычайная занятость». С тех пор кого только ни приписывали в любовники Пенелопе – и Орландо Блума, и Оливье Мартинеса, и Хавиера Бардема. Таблоиды не обошли вниманием даже ее дружбу с Сальмой Хайек. Над последним Пенелопа просто посмеялась, говоря, что американская пресса не врубается в латинские эмоции по отношению к друзьям.
Эти ее неоспоримые достоинства – взрывные эмоции, бешенный темперамент и яркая внешность – наверное, и стали причиной того, что именно Пенелопе досталась роль, о которой грезит каждая актриса – роль женщины-мечты. Она является главному герою в снах, а у зрителя не остается сомнений – она именно та, о которой можно только мечтать.
Непросто, но об этом мечтает каждая женщина. Между прочим, я играю два персонажа – одну очень странную женщину из снов героя, и реальную девушку, которую он потом встречает. Та тоже не без странностей, правда.
Так то же сны! (смеется). Хотя я не чужда гламуру в реальной жизни, ты же видел меня на «Золотом Глобусе», на «Оскаре» - не хуже других выглядела, правда?
Даже лучше многих... В фильме «Спокойной ночи» твоя героиня сходит с ума по Гэри, хотя он в исполнении Мартина Фримена, далеко не женский идеал...
Но надо же дать надежду парням, которые не выглядят как Брэд Питт! (смеется).
Да брось ты! (смеется). Меня сейчас дети больше интересуют. Между прочим, дочь Тома – Сари – самый красивый ребенок на свете. Мне ее Том показал. Я, между прочим, со всеми своими бывшими бойфрендами поддерживаю дружеские отношения (смеется). Как видишь, это возможно.
Ты можешь объяснить, почему так часто возникают романы между актрисами и режиссерами, актрисами и их партнерами по съемкам в фильме?
Я не знаю. Всегда загадка, как это происходит. Но на площадке могут возникнуть отношения, это бывает. Наверное, потому, что я не хожу на дискотеки и в другие места, где можно познакомиться с кем-то. Так что некоторые встречи происходят на съемках, а некоторые нет (смеется). Например, шесть лет я была с музыкантом (Начо Кано из группы Mecano 1991-1997 – ред.), потом три года с одним адвокатом. Он уж точно не имел никакого отношения к кино.
Может быть, дело в том, что по фильму должны быть эмоции между парнерами, а потом...
Нет, нет! Это не мой случай! Я обычно во время съемок начинаю дружить с парнером, а потом иногда возникает что-то большее. Все равно это мистерия, такие вещи нельзя планировать.
Для меня самое важное не внешность персонажа, а его характер. Если зацикливаться на том, чтобы хорошо выглядеть на экране, то ничего не добьешься, как актриса. Мне нравится играть разных людей – красивых и уродливых, переживать их судьбы. В ролях я совершенно забываю себя, это дает мне небывалую ментальную свободу, которую в реальной жизни сложно испытать. Когда я снималась в итальянском фильме «Не двигайся», я даже не брила ноги. Мужчины стеснялись на меня смотреть. А у меня было такое чувство, что я голая. Правда, душ я принимала ежедневно (смеется).
Надеюсь, ты не обидишься, если я спрошу тебя о том, почему твои роли в англоязычных фильмах бледнеют по сравнению с ролями в европейских?
Просто мне не предлагают играть такие полнокровные образы, как в фильмах Альмодовара. Их в Голливуде для меня практически нет. Я стараюсь быть избирательной, но пока прорыва не получается. В Америке я работаю лет шесть, а в Европе более пятнадцати. Там, очевидно, мне больше доверяют со сложными характерами, чем здесь.
Ты на зависть изящна. Какие у тебя отношения с едой?
Я люблю вкусно покушать, впрочем, как все испанцы. Когда мы снимали «Возвращение», еду для сцен готовили сестры Альмодовара. Он делал всего пару дублей. Искушение было невероятное, поэтому мы останавливали съемки и быстренько все съедали. Когда я жила в Нью-Йорке, то много готовила. Говорят – неплохо. Но сейчас на это у меня мало времени, поэтому растеряла все навыки. Когда я на кухне, друзья надо мной издеваются. У меня там бедлам, но то, что я готовлю, есть можно (смеется).
Все, что готовят в моей семье! В первую очередь паэлью. В Америке этих блюд не найдешь.
Мой главный дом – Мадрид! Но я живу и в Лос-Анджелесе. Люблю Нью-Йорк. Я очень близка с мамой, папой, братом и сестрой. Я говорю с ними каждый день, мне обязательно нужно знать, что они в порядке.
Они тебя не подталкивают к браку?
Нет. Я сейчас больше думаю о детях, чем о браке. Хочу завести своих или усыновить ребенка.
Меня растили в католичестве, но очень свободно. В нашей семье верили в Бога, но никто не говорил, что я должна ходить в церковь. Мы там очень редко бывали. В 17 лет я познакомилась с буддизмом. Встречалась с Далай Ламой. Буддизм помог мне в жизни, принес мне чувство покоя.
В Лос-Анджелесе живет твоя лучшая подруга - Сальма Хайек. Эта дружба двух звезд довольно нетипичное явление в наших краях...
Мы дружим уже лет семь, и я ее люблю. Она самая лучшая партнерша, с которой я когда-либо работала. Мы думаем одинаково, мы отвечаем на вопросы одинаково. Порой доходит до смешного...
Значит, можно напечатать это интервью второй раз, только заменить твое имя на Сальмино?
Абсолютно!Не промахнешься! (смеется).
Давай для финала я начну предложение, а ты закончишь...
...И все же попробуем: «Пенелопа Крус...
...сегодня на хорошем этапе ее жизни. Я себя не чувствую такой замученной, как раньше. Пенелопа не устала...».
• «Скрипка капитана Корелли» (Captain Corelli's Mandolin), 2001
Она может играть гречанку, француженку или мексиканку – в любом случае, ее амплуа – «девушка мечты», универсальный объект мужских фантазий.
В сложносочиненном фильме-фантазии Алехандро Аменабара Пенелопа играет Софию, девушку, которую, себе на беду, повстречал главный герой. Она явилась то ли из прекрасных снов, то ли из самых кошмарных фантазий. Через четыре года в Голливуде выйдет ремейк Кэмерона Кроу, под названием «Ванильное небо»: в нем снова, и ту же роль, сыграет Пенелопа.
Экранизация блестящего романа Луиса де Берньереса, о прекрасной Пелагее (Крус), которая во время войны влюбилась не в того парня – интеллигентного итальянца, сражавшегося на стороне фашистов. В роли итальянца – Ник Кейдж, в роли гречанки Пелагеи – Пенелопа, но суть от этого не меняется. Самый романтичный фильм в карьере Крус, с потрясающими пейзажами острова Кефалонии.
Попытка переиграть классику – фильм 1952 года, с Жераром Филиппом и Джиной Лоллобриджидой. Конечно, Пенелопа явно проигрывает первой исполнительнице в пышности форм – зато она обаятельнее и живее. За эту роль французы вручили ей звание Рыцаря изящных искусств. «Не уверена, что я это заслужила, но, по крайней мере, постараюсь не разочаровать вас»,–сказала Пенелопа на церемонии.
• «Бандитки» (Bandidas), 2006
Здесь Пенелопа уже – мексиканка, деревенская деваха, которая разговаривает с лошадьми и запросто стреляет «от бедра». Незабываема та сцена, где героиня Сальмы Хайек, учит Пенелопу целоваться – на связанном Стиве Занне. И все это – в костюмах а-ля кордебалет «Мулен Руж».
• «Возвращение» (Volver), 2006