Кристиана Бейла не назовешь красавчиком, очевидно, поэтому ему так легко удается вживаться в любые сложные характеры. От изнеможенного американского летчика до Бэтмена. Инвалид Дэн Эванс в новом фильме «Поезд на Юму» – еще один характерный персонаж в копилке актера.
В природном актерском таланте Кристиана, скорее всего, повинны гены. Его мать была танцовщицей, да и оба деда не подкачали. Один – эстрадный юморист, другой – дублер легендарного актера Джона Уэйна. Одну из своих первых успешных ролей в Америке британский актер сыграл еще 12-летним мальчиком (род. 30 января 1974 года в графстве Уэльс – «ВД»). Это была роль русского царевича Алексея в фильме «Анастасия: загадка Анны» (1986). Его партнершей по картине стала актриса Эми Ирвинг, которая тогда была замужем за знаменитым режиссером Стивеном Спилбергом. Через год мэтр, отсмотрев более 4000 кандидатов, предложит юному дарованию роль в своей ленте «Империя солнца» (1987).
Этот фильм сделал Бейла настоящей голливудской звездой. Но актер признается, что не был тогда готов к чрезмерному вниманию. Ему приходилось колесить по всему миру, давать пресс-конференции, говорить о том, в чем он с трудом разбирался... Все способствовало тому, чтобы подросток возненавидел славу. Развод родителей стал для него еще одним ударом: он был уверен в том, что именно его успех стал причиной разрыва между отцом и матерью. Вскоре Кристиан заявил родителям, что с кинокарьерой покончено и на два года уехал в провинцию.
В 1989 году режиссер Кеннет Брэна уговорил его исполнить небольшую роль в экранизации «Генриха V». Шекспировская драматургия сотворила чудо – вновь пробудила в Бейле страсть к лицедейству. В последующие годы он снялся в фильмах «Маленькие женщины» (1994), «Портрет леди» (1996), «Сон в летнюю ночь» (1999).
Актера всегда привлекали сложные психологические роли. Самый яркий пример – главный герой триллера «Американский психопат» (2000). И для достоверности образа он способен на многое. Например, чтобы получить роль в фильме «Машинист», он превратился почти в скелет. В картине «Спасительный рассвет» актер тоже довел себя до изнеможения, чтобы сыграть американского летчика, бежавшего из вьетнамского плена.
Бейл, несмотря на то, что часто играет страдающих, мятущихся героев, уверяет, что в личной жизни абсолютно счастлив. В 2000 году актер женился на Сиби Блазич, бывшей ассистентке Уайноны Райдер. В апреле 2005 года у супругов родилась дочь. Не так давно Бейл подписал контракт на новые серии «Бэтмена», но это не значит, что отныне он будет сниматься только в кинокомиксах.
Прежде, чем новый «Бэтмен» выйдет в широкий прокат, увидеть Кристиана Бейла можно в новом увлекательном вестерне «Поезд на Юму». Бейл играет фермера Дэна Эванса, который, чтобы выплатить долг за землю, подряжается сопроводить к тюремному поезду главаря банды Уэйда (Рассел Кроу). Между простолюдином Эвансом и лощеным преступником Уэйдом возникают сложные отношения, которые и создают интересную динамику картины.
Вестерн – жанр в Голливуде уже несколько забытый. Что привлекло тебя в этом материале?
Это фантастически интересная история о человеке, который готов умереть за то, что считает правильным. Он идеалист, верящий в то, что жизнь прекрасна. Но Дэн платит высокую цену за свои убеждения. Все как в жизни: если ты готов постоять за свои принципы, то окружающие тебя будут уважать. Но в процессе ты можешь и погибнуть. Должен заметить, что в реальной жизни хорошие люди редко процветают. Наш фильм говорит и об этом.
Ты сам поступал наперекор своим принципам в реальной жизни?
У нас у всех есть прошлое и поступки, о которых мы сожалеем. Я продал душу дьяволу в раннем возрасте и быстро покончил с сожалениями (смеется).
Дэн Эванс хочет привить 14-летнему сыну свои ценности и вернуть потерянное уважение. Скажем так, непростое дело...
...Очень непростое. Каждый родитель может это прочувствовать. Я тоже это понял, когда стал отцом. Одно дело приносить жертвы ради себя, другое – ради ребенка. Если ему грозит опасность, то ты превращаешься в разъяренного медведя.
Что изменилось в твоей жизни с появлением дочери?
Жизнь с появлением ребенка неизбежно меняется. И меняет тебя. Дочь для меня важнее всего на свете. Важнее всех ролей и фильмов. Человеку обязательно нужно иметь в жизни нечто большее, чем его профессия. Иначе жизнь неизбежно пойдет по кругу с повторениями. А у меня каждый день разный. Что касается супружеской жизни, то мы до сих пор не можем поверить в то, что мы не просто пара, а родители. Нет никаких точных руководств, как быть хорошим родителем. Ты просто влюбляешься в эту маленькую личность. У некоторых людей появление родительских чувств занимает время. Но это не мой случай!
Почему ты никому не говоришь, как зовут дочку?
Да так получается. Если бы она сейчас зашла сюда, я бы громко позвал ее по имени. Когда она подрастет, то сама решит, насколько быть доступной для публики.
Ты достиг большого успеха в своей карьере. Существует выражение, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина...
Не буду вдаваться в детали своей личной жизни, скажу лишь, что мои лучшие работы появились после того, как я встретил свою жену.
Для тебя, как актера, реквизит, одежда для создания полнокровного образа имеет большое значение? В «Поезде на Юму» у тебя не очень сексапильный прикид – деревянная нога и потрепанная одежда...
Все это помогло мне определить мой персонаж. Пристегнешь деревяшку к ноге, набросишь на себя это тряпье, сядешь на лошадь в пустыне штата Нью-Мексико (где шли натурные съемки – «ВД») и все становится реальным. Под зимним солнцем кожа дубеет, трескается! Так вот постепенно становишься тем, кого играешь. Стыдно признаться, но на съемках я влюбился в свой револьвер. Я его нюхал после выстрелов. Что касается искусственной ноги, то мы намеренно не подчеркивали этот элемент. Для некоторых кадров пристегивали, но в большинстве сцен я бегал на своих. Если заострять внимание на протезе, то зритель будет смотреть только на него (смеется). Да и меня слишком большой реализм отвлекал бы. Актер играет лицом, а не ногой (смеется).
Рассел Кроу рассказывал, что ему было приятно работать с тобой. Рассел – парень непростой, во всяком случае, у него такая репутация.
Когда я говорил, что буду работать с Расселом, меня многие люди предупреждали, смотри, мол, он тебе задаст жару! Но это все болтовня. Как только мы сели на лошадей, стали работать, все пошло как по маслу. Рассел человек прямой, я тоже. Так что мы быстро поняли друг друга. Я бы хотел с ним снова поработать.
Вестерн – мужской жанр. Как думаешь, чем нас – мужиков – Дикий Запад привлекает?
Может быть, простотой тех времен, когда царила анархия. Тогда людям, даже если они старались жить по закону, редко это удавалось. Поэтому мужчинам нужно было быть самодостаточными. Люди жили и умирали согласно своим убеждениям. Сегодня общество так структурировано, что твои собственные ценности не так уж и важны для выживания.
Вестерны обычно – морализаторские истории. Я, между прочим, раньше не был большим поклонником этого жанра. Но когда прочитал сценарий «Поезда на Юму», то немедленно захотел сняться в фильме. Это потрясающая история, которая просто происходит в рамках вестерна.
Нового Иствуда быть не может. Я не хочу никого имитировать. Только сам Клинт Иствуд может быть похож на Клинта Иствуда.
Можешь определить, кто такой настоящий мужчина?
В Голливуде? (смеется). Тот, кто признает свою ответственность, кто готов постоять за свои принципы, даже если это противоречит его амбициям. Мужественность – это готовность воевать за свое и в то же время жертвовать личными порывами ради семьи, племени, группы.
Что ты любишь смотреть сам, как зритель?
Комедии! Чем глупей, тем лучше! Я только такие и беру напрокат. Даже в драме для меня важен комедийный элемент.