Никита Михалков и его «12» - ремейк картины Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин» - взорвали знаменитый международный кинофестиваль в Венеции.

Михалков приехал к завершению 64-го кинофестиваля, когда фавориты уже были определены, и, вероятно, готовили пламенные речи и сногсшибательные наряды. Публика безмятежно рассаживалась, чтобы посмотреть психологический триллер известного русского режиссера. Никто не ожидал чего-то особенного от  какой-то русско-чеченской истории, да еще и ремейка… То, что происходило потом, поразило даже самого режиссера: бурные овации, 79 интервью за два дня, схватка в жюри по поводу фильма и… специальный «Золотой лев». Прилетев в Россию, виновники торжества – Никита Михалков, Сергей Маковецкий, Михаил Ефремов, Сергей Гармаш, Влад Опельянц – дали пресс-конференцию.

Никита Сергеевич, поделитесь впечатлениями от работы.
Играли весело, азартно, импровизировали бесконечно, актеры легко соглашались выходить за рамки образов, к которым привык зритель. Иногда мы засиживались до четырех утра. Люди, конечно, валились с ног, зато, сколько коллективного творчества!

О чем этот фильм?
Сергей Маковецкий: Перед зрителем разворачивается история чеченского парня, ставшего убийцей своего отчима, и история присяжных заседателей, которые хотят быстро все решить. Но, как оказалось, быстро решать ничего нельзя. Нужно внимательно отнестись к человеку. Постепенно зритель узнает историю каждого персонажа. Мы видим срез практически всего нашего общества: там есть люди разных профессий, разных социальных уровней, разного образования. И вот на наших глазах происходит исповедь каждого из 12 заседателей. В этом фильме много ассоциаций, много мыслей и тем. И, может быть, ответ на вопрос, как нам дальше существовать в этом мире. Кто мы такие, как мы живем и как мы относимся к себе и к другим людям.

Расскажите о своем персонаже.
Сергей Маковецкий: Мой герой – сомневающийся человек, ищущий справедливости. Таких людей гораздо интересней и сложней играть. Это не рефлексия, это качество настоящего интеллигентного человека - напомнить всем, что 2х2=4. А еще я пошел на определенный эксперимент с внешностью… не буду сейчас говорить об этом, пусть зрители сами все увидят.

Как проходили съемки?
Сергей Маковецкий: Что касается организации процесса – то все было сделано идеально. Я первый раз работал с Никитой Сергеевичем и был удивлен, насколько он молод и подвижен. Михалков работает вдумчиво, не подгоняя. У нас стояла уникальная тишина между дублями, потому что актеру нужно приготовится к следующей сцене, собраться – и никакой посторонний звук не должен отвлекать. У него фантастическое отношение к артистам.

Ваши партнеры в один голос заявляют, что работалось отлично: никакой притирки, скандалов.
Сергей Маковецкий:Чем сильней партнер – тем лучше. Когда вокруг все живое: актеры, режиссер, когда понятна ситуация, понятно, про что мы играем – становится невероятно свободно. Появляется импровизация… Любую оговорку Никита Сергеевич мог использовать в пользу персонажа. В хорошем творческом процессе всегда происходит нечто такое, что ни режиссер, ни сценарист, ни актер не могут предугадать заранее. Это и есть таинство творчества.
 
Что такое репетиции по-Михалковски?
Сергей Гармаш: У меня никогда не было в кино такого длинного репетиционного периода. Мы репетировали почти десять смен – это были читки текста, разбор сцен. Самый настоящий застольный период, как в театре. Что-то предлагалось, переделывалось, дополнялось, убиралось… Обсуждали, что и почему происходит в каждом эпизоде, кто в нем главный, какие в нем акценты… Процесс очень эмоциональный, насыщенный, невероятно нужный актеру. Мы прошли весь сценарий несколько раз от начала до конца – и это был потрясающий опыт. Что же касается метода Михалкова, это тот случай, когда режиссер «растворяется» в актере. Все эти полтора месяца мы занимались сотворчеством! Михалков сразу сказал, что принимает все идеи, но последний вердикт выносит, конечно, он. И он действительно многое принимал, многое отвергал, и атмосфера была совершенно потрясающая. Мы охотно оставались репетировать до двух ночи – он нас заразил своим азартом.

«12» - тот редкий фильм, где все актеры были на съемочной площадке от первого до последнего кадра. Вам понравился такой метод работы?
Сергей Гармаш: Все заседание присяжных ( а это 80 процентов фильма) было снято последовательно. Это особый драйв.

Сложно ли было сохранять на площадке баланс, при котором один актер не переигрывает других?

Сергей Гармаш:  (задумывается) Это было бы сложно, если б в кадре был, скажем, Валентин Гафт, а рядом с ним - первокурсники театрального училища. Здесь были люди, если не одного поколения, то с приблизительно одинаковым запасом опыта – и в театре, и в кино.

Перед оператором картины тоже стояли сложные задачи?
Влад Опельянц: Основное действие происходит в одной комнате: очень узкие рамки. Пришлось поломать голову, как удержать зрителя. Никита Сергеевич придумал интересный ход: мы несколько раз меняли цветовой баланс, чтобы не получалось протокольного отношения к картинке. По-операторски старались обжить  спортзал, сделать его каким-то особенным. Порой, я входил на площадку, и это напоминало мне «день сурка», потому что на протяжении двух месяцев съемок – одно и тоже помещение – сложно не «замылить» глаз.

В картине есть эффектные сцены с летающей птицей…

Влад Опельянц: В сценарии была прописана ремарка: «воробей – 13 герой», и мы долго думали, как его «оживить». В результате родился ход, когда зритель сам ощущает себя тем самым воробьем, пролетающим над столом, где заседают присяжные. Технически пришлось, конечно, повозиться, но результат оказался действительно эффектным.

Как актеры приняли появление тринадцатого персонажа – залетевшего в зал воробья? Он ведь в фильме играет не просто значительную, но и знаковую роль…

Сергей Гармаш: Я этого воробушка воспринимаю как замечательную находку. Очень точную и человечную. Это ведь приятно, когда мы, погрязшие в своих проблемах, находим силы посмотреть в окно и увидеть красивую березу, облако, воробья. И так спасаемся от опасности окончательно закаменеть и ослепнуть.

Михалков говорил, что считает картину очень важной для современной России. В чем, по-вашему, ее актуальность?
Сергей Гармаш: Хотя бы в том, что система суда присяжных не заработала в условиях России. В фильме же показан наглядный пример того, как она может работать и даже воспитывать в нас навыки гражданского поведения, коих нам очень не хватает.
Мне нравится кино, которое преподносит морально-воспитательные уроки. Люди сейчас гораздо меньше читают – а ведь у нас была очень читающая страна! Исчезли комсомол и пионерская организация. Я о них не жалею, но институты, способные с детства воспитывать чувство гражданской ответственности, совершенно необходимы. Я многому научился именно в кино. Начиная с элементарного: что такое хорошо и что такое плохо. И мне кажется важным, что фильм «12» взывает к нашей гражданской совести и к нашему сознанию.

Чтобы вы сказали зрителю, которого вы бы пригласили на просмотр фильма «12»?
Влад Опельянц: Попробуй быть тринадцатым!

Фильм «12» смотрите в кинотеатрах с 20 сентября.