«Стажер», «14+» и «Любовь» — не худший способ согреться промозглой московской осенью.

«Стажер»

Фильмы Нэнси Майерс традиционно нравятся широкой публике и вызывают сдержанные отзывы у критиков. Но «Стажер», похоже, пробил какой-то заслон и в не от хорошего кино огрубевших душах профильных обозревателей. Так и у главных героев естественным образом возникают симпатия и взаимопонимание, при том что они очень разные. Он — консерватор, вдовец на пенсии, который устраивается стажером в специализирующуюся на модной одежде интернет-компанию. Не ради денег, деньги есть, просто чтобы чем-то себя занять. Она — устремленная в будущее и построившая успешный бизнес с нуля деловая женщина, у которой вроде бы есть все, а вот поплакать кому-нибудь в плечо некому (есть муж и ребенок, но на них нет времени). Плачут ближе к финалу, пожалуй, многовато, но в целом «Стажер» — остроумная и душевная мелодрама. Почти идеально сбалансированная и отлично сыгранная; у Де Ниро, похоже, лучшая роль лет за десять.

«14+»

Если голливудский «Стажер» — в числе прочего, о том, что не стоит списывать в тираж стариков, то российская мелодрама «14+» реабилитирует поколение «ВКонтакте». Несмотря на родительское бурчание, оно, поколение, небезнадежно, пусть не мыслит себе жизни без гаджетов и многовато времени проводит в Сети. Лайки, сообщения в чате и комментарии — тоже язык любви, косноязычный, выразительный и нежный. Тем более что для главных героев общение в онлайне — отчасти вынужденное. Компании старшеклассников Леши и Вики враждуют, и даже такой пустяк, как приглашение на танец, — серьезный риск. Эта лав-стори рождается из узнаваемого житейского сора спальных районов, тренировочных костюмов, родительских ковров и недорого сделанного, зато лютого хип-хопа (напитка «ягуар» в кадре нет, но он явно подразумевается). В кадре — непрофессиональные юные артисты (набранные по тем же соцсетям), за кадром — 33-летний режиссер Андрей Зайцев, который поколение тинейджеров понимает едва ли не лучше, чем оно само себя. Лучшая, кажется, молодежная мелодрама сезона, которая и взрослым покажется как минимум занятной — и неожиданно позволит опознать в героях юного себя.

«Любовь»

«14+» — не только о любви, но и о бесполезности запретов; чем плод запретнее, тем он слаще. История с показами в России «Любви» — о том же. Новый фильм скандального француза Гаспара Ноэ спокойно мог пройти в российском прокате незамеченным (ленты, богатые откровенными сценами — не так чтобы редкость; вспомните хотя бы «Жизнь Адель»). «Любовь», однако, попалась на глаза чиновникам из российского Минкульта, и последовало распоряжение убрать ее из широкого проката. Итог: фильм с успехом и ажиотажем погостил на фестивалях, а на показы в «Пионере», где он исправно демонстрируется, нужно брать билеты сильно заранее. Как и запрещенный ранее несчастный «Номер 44», новый Ноэ — не самый лучший на фильм на свете, но вполне себе история отношений: герой живет с нелюбимой блондинкой, в обстоятельных нюансах (близких к порнографии), вспоминая о том, как жил с брюнеткой. В какой-то момент на правах художественного жеста в камеру летит трехмерная сперма. Посмотреть стоит хотя бы потому, что все сделано местами скучновато, зато очень красиво. Ну и кроме того, с детства известно, что если родители (или правители) что-то вдруг запрещают, то продукт наверняка жуть до чего крут.

Еще три мелодрамы, которых стоит ждать

«Райские кущи»

С 26 ноября

У главного героя отличная работа, красавица жена, прекрасная квартира и штат любовниц, а счастья нет. Александр Прошкин не только берет за основу фильма главную, наверное, пьесу Вампилова «Утиная охота», но и переписывает ее на новый лад. Получается пронзительно и точно: тема «лишнего человека» в России актуальна всегда.

«Про любовь»

С 10 декабря

Новая картина Анны Меликян, одной из лучших русских молодых режиссеров («Русалка», «Звезда»), снята на одном дыхании — и дыхании исключительно легком. Жанр, по авторскому обыкновению — городской романс. Романсов (новелл) в фильме четыре; все искрометны и разыграны звездами первой величины: от Евгения Цыганова до Ренаты Литвиновой, которая по сюжету читает лекции — само собой, про любовь.

«Лазурный Берег»

С 5 февраля

Герои-супруги (она — отставная танцовщица, он — писатель в кризисе) путешествуют по средиземноморским курортам в надежде наполнить страстью угасшие было отношения. План срабатывает лишь отчасти; дело доходит до побоев. Режиссер — Анджелина Джоли; она же и Брэд Питт в главных ролях. Охотники до светских сплетен и домыслов в простительном нетерпении.