Война с террором – модная сегодня тема в американском кинематографе. На этот раз спорить о вопросах демократии в новом политическом боевике «Львы для ягнят» будут Том Круз, Роберт Редфорд и Мэрил Стрип.
В фильме «Львы для ягнят» на стене кабинета сенатора-республиканца Джаспера Ирвинга, которого играет Том Круз, висит фотография курсанта в парадной форме. Снимку этому 26 лет, и на нем изображен сам Круз, каким он был во время съемок фильма «Кадеты». В 1981 году эта роль досталась восемнадцатилетнему Крузу только потому, что актер, назначенный на нее, не выдержал условий военного тренировочного лагеря, в который для достоверности определили актеров, занятых в фильме. Том выдержал. Ведь вся его предыдущая жизнь дала ему такой запас прочности, что он мог справиться с любыми лишениями.
Его отец, Томас Круз Мапотер III, всю жизнь был неудачником. Из-за постоянных проблем с работой семья была вынуждена переезжать с места на место. К 11 годам Том успел сменить около дюжины школ. Мало того - мальчик страдал дислексией (невозможность воспринимать печатный текст) и все время числился в отстающих. В довершение ко всему родители развелись и Тому вместе с тремя сестрами частенько после занятий приходилось подрабатывать, чтобы как-то свести концы с концами. Такая школа жизни не могла пройти даром.
В кино он дебютировал в 1981 году, снявшись в картине «Бесконечная любовь». Название оказалось пророческим, потому что именно с него любовь зрителей к Крузу-актеру начала принимать поистине вселенские масштабы. Впрочем, в его судьбе было немало таких пророчеств. Например, фильм Стенли Кубрика «С широко закрытыми глазами» (1999), в котором Круз снялся вместе со своей женой Николь Кидман, стал одним из них. Вдова режиссера Кристиана Кубрик как-то рассказала, что идея картины о распаде брака зародилась у Стенли, когда они еще были молодоженами. Кристиана тогда ему возразила: «Стенли, если ты сделаешь этот фильм, мы обязательно разойдемся!». Через много лет Кубрик все же решился на осуществление своего замысла и с точностью воссоздал интерьер нью-йоркской квартиры, в которой они когда-то жили с Кристианой. Актерам пришлось играть сложные чувства, не последним из которых была неприязнь...
Повлиял ли фильм на то, что случилось с собственным браком Тома? Сказать трудно, ибо никто до сих пор не знает, почему он внезапно потребовал развода в 2001 году. Для Николь, во всяком случае, по ее официальной версии, это тоже было полной неожиданностью. Бракоразводный процесс «идеальной голливудской пары» вызвал большую и до сих пор неутихающую волну разговоров. Но время идет, Николь снова замужем, а Том стал счастливым отцом. Их с Кэти Холмс дочке Сури сейчас полтора года.
Впрочем, любовные похождения всегда волновали Тома в гораздо меньшей степени, чем собственное творчество и карьера. Он трижды получал «Золотой глобус», был трижды был номинирован на «Оскар» за роли в фильмах «Рожденный 4-го июля» (1989), «Джерри Магуайер» (1996) и «Магнолия» (1999), снимался у таких корифеев режиссуры, как Стивен Спилберг («Особое мнение» (2002) и «Война миров» (2005)), Барри Левинсон («Человек дождя» (1988)), Сидни Поллака («Фирма» (1993)). А вот теперь он снялся в фильме режиссера и актера Роберта Редфорда «Львы для ягнят», и его партнером по ключевым сценам картины является «сама» несравненная Мэрил Стрип, рекордсменка по номинациям на «Оскар».
Примечательно, что этот проект был запущен на возрождаемой студии United Artists, основанной еще Чарли Чаплином, Мэри Пикфорд и Дугласом Фэрбенксом в 1919 году, руководителем которой стал Том Круз. Так что теперь к его статусу мега-звезды добавилась и «должность» киномагната.
Теперь ты не только актер, суперзвезда, но и глава студии. Как ощущения?
Луисом Майером я себя не чувствую! (смеется). (United Artists – дочернее предприятие cтудии Metro Goldwyn Mayer, одним из основателей которой был Луис Майер – «ВД»). Мне много раз предлагали открыть студию. Давали кучу денег на это. Но только предложение от United Artists меня убедило, поскольку было выполнено главное мое условие – полная творческая свобода. Мы собираемся делать картины, которые меня самого вдохновляют.
«Львы для ягнят» - первый проект возрожденной студии. Что привлекло тебя в сюжете этой ленты? Ведь сейчас на экраны просто чередой выходят фильмы на тему американской «войны с террором»...
Я никогда не думал об этом фильме, как о военной картине. Эта история скорее должна дать стимул для конструктивного диалога, а не возбуждения эмоций, что характерно для современных фильмов на тему террора. Картина касается фундаментальных принципов, на которых была основана наша страна, – свободы слова и идей. Но она приглашает зрителя толковать показанные события так, как они им самим видятся. Даже во время съемок мы постоянно ловили себя на том, что все время спорим…
Что ты чувствовал, находясь на одной съемочной площадке с Робертом Редфордом и Мэрил Стрип?
Помню, как я завидовал моему партнеру по фильму «Отбой» Тимоти Хаттону, который снялся у Роберта Редфорда в «Обыкновенных людях». И вот, через 26 лет я сижу и разговариваю о моем фильме с Редфордом, и это не шутка (смеется)! Мог ли я предположить тогда, что со мной такое произойдет?.. А играть с Мэрил – это вообще волшебство!
В фильме ты играешь сенатора…
Ничего подобного до этой роли я не играл. Для меня, как актера, это было вызовом. Я понимал, что не могу сыграть его просто как некий персонаж. Мне нужно было влезть в шкуру этого парня. Сенатор Ирвинг - обладает массой информации, которая касается правительства, конгресса, вооруженных сил. Поэтому мне пришлось изучать материалы по правительственной администрации, по истории консервативной мысли, по современному международному положению, встречаться с людьми, занимающими высокие посты.
Твой сенатор Джаспер Ирвинг – на первый взгляд эдакий «Мистер Совершенство» в американском варианте...
Я так не думаю. У него полно недостатков, и это его делает реальным человеком, а не политической машиной.
Ты мог бы стать политиком, как нынешний губернатор Калифорнии Шварценеггер?
Я не знаю. Честно, не знаю. Но я бы хотел, чтобы наши политики прислушивались к тому, что волнует людей. Чтобы они не держались за свою партийную доктрину, а задумывались об условиях человеческого существования, о будущем.
Подумываешь о режиссуре?
Мне это предлагали много раз, но до сих пор я отказывался. Но пример Роберта Редфорда вдохновляет. В один прекрасный день я поставлю фильм как режиссер. Обязательно! Пока что я нахожу полное удовлетворение в актерской работе.
Кстати, об актерской игре. Сейчас ты снимаешься в фильме «Валькирия» в роли немецкого офицера. Это ведь тоже довольно новое для тебя амплуа?
Да. Я всегда интересовался историей Второй мировой войны, но книги, которые я читал, были чаще всего написаны американцами. В фильме же исторические события показаны как бы со стороны нашего противника. И это было для меня очень интересно. Я говорил с немцами, которые принимали участие в войне, в том числе и членами семьи полковника Штауффенберга, которого я играю в фильме. Да и сами съемки в Берлине дают мне, как актеру, много. Например, мы начали снимать эпизод, в котором заговорщики собираются на вилле. И вдруг к нам подошла пожилая женщина и сказала, что во время войны она жила в этом доме, и в нем действительно собирались члены сопротивления и здесь же арестовали ее отца, хозяина дома. Мы, сценаристы, актеры, режиссер, об этом и понятия не имели!
Как себя чувствовал в немецкой форме?
Костюм – важный элемент в создании образа. По ходу съемки ты забываешь о символике, которую олицетворяет собой униформа вермахта. Ты входишь в образ борца сопротивления, изуродованного ранением воина, мужа очаровательной женщины и отца детей.
Эта роль тебе теперь хорошо знакома. Помимо усыновленных детей, у тебя появилась дочка Сури. Можно сравнивать с фотографиями бабушек и дедушек...
Позволь прервать. Я не вижу никакой разницы между приемными и биологическими детьми! Я даже в мыслях никогда их не разделял и никогда не буду!
Как ты сделал предложение Кэти Холмс?
На Эйфелевой башне в Париже.
Ты романтичный человек?
Когда встречаешь кого-то, кто тебе интересен и приятен, невольно становишься романтичным.
Ты суеверен?
Нет. Талисманы не собираю
Веришь в реинкарнацию? В загробную жизнь?
Спасибо, мне и здесь хорошо!
Тор-5 Лучшие фильмы Тома Круза:
• «Магнолия» (1999) Пола Томаса Андерсона стала убедительным ответом всем скептикам, решившим, что Том не умеет играть, а «выезжает» за счет своего красивого лица и обаятельной улыбки. В «Магнолии» он сыграл, возможно, лучшую в своей карьере роль – роль женофоба-телеведущего Фрэнка Макки, который повторяет как мантру: «Уважай свой член». Его монолог у постели умирающего отца – настоящий бенефис, достойный «Оскара». Увы, Круза всего лишь номинировали.
• В «Ванильном небе» (2001) Кэмерона Кроу Круз сыграл красавчика-миллионера, который после аварии, изуродовавшей его лицо, начинает путать сны и реальность. Адекватной реакции на фильм критиков и зрителей помешал роман Тома Круза и Пенелопы Крус, случившийся на съемках. Жаль: картина заслуживает большего, чем просто упоминания в колонке светской хроники.
• «Соучастник» (2004) Майкла Манна – не совсем обычный опыт для Тома: здесь он играет квинтэссенцию чистого зла, хладнокровного убийцу Винсента (на эту роль пробовался Рассел Кроу). Готовясь к роли, Круз учился «растворяться» в толпе, и даже некоторое время проработал курьером в службе доставки FedEx. По его словам, его не узнала ни одна живая душа.
• «Война миров» (2005) – мегабюджетный блокбастер, да и еще с режиссером Спилбергом: от такого не отказываются. Как и в случае с «Ванильным небом», фильм подвел неумеренный PR с участием Тома Круза: на этот раз с участием сайентологов, и свежей невесты Кэти Холмс. Если попытаться не обращать на это внимание, в фильме очень хорош дуэт Круза с юной Дакотой Фэннинг: дети его любят, и это чувствуется.
• «Миссия невыполнима-3» (2006) – последняя, и лучшая серия полуфантастической, полуприключенческой саги. Агент Итан Хант отточил свои профессиональные знания до абсолютного совершенства, кроме того, он обзавелся невестой, которую, вполне в духе Джеймс Бонда, надо спасать. Жаль, что Крузу не разрешили взобраться на стеклянный купол Бундестага – тогда бы он точно посрамил Человека-Паука, и был бы объявлен главным Суперменом среди голливудских звезд. Благо, большинство трюков 45-летний актер продолжает выполнять самостоятельно.
Политическую драму «Львы для ягнят» с Томом Крузом смотрите в кинотеатрах с 8 ноября.
Том Круз: Сенатор и киномагнат
Война с террором – модная сегодня тема в американском кинематографе. На этот раз спорить о вопросах демократии в новом политическом боевике «Львы для ягнят» будут Том Круз, Роберт Рэдфорд и Мерил Стрип.