«Ваш досуг» соместно с каналом «Тинтина вечно заносит в склепы» запускает серию публикаций о авторском кино, которе достойно вашего внимания.
Несколько дней назад был день рождения Пэм Гриер — примы блэксплотейшна, которую люди, далекие от разного рода экспло, вероятно, знают по «Джеки Браун» Тарантино. И вот по этому поводу решил замазать очередную брешь в образовании — и посмотрел с ней «Фокси Браун» (1974), один из самых котирующихся фильмов про месть и блэксплотейшнов вообще.
В моих эстетических координатах смотреть это достаточно тяжело, хотя за незамысловатыми ракурсами, пестрыми нарядами Гриер и диалогами на уровне порно+ (впрочем, это все выглядит как немного порно) нет-нет, да и проскочит какая-то искра: какой-то очень жизнеподобный треск в картонном диалоге, какая-то остроумная шпилька, занятная деталь про 70-е etc. (Интересно, как эта эстетика и «манера речи» — а «Фокси» все-таки отличается от «белого» экспло по энергетике — повлияли на условного Спайка Ли, например).
Но еще интереснее, что блэксплотейшн, где, как в любом экспло, заложена плакатность (которую я плохо перевариваю), по месседжам мало чем отличается от социально значимых фильмов: «Фокси Браун», даром что снятое белым мужиком Джеком Хиллом кино для афроамериканцев, — вполне себе феминистское и антирасистское кино в одном из изводов (в том, где белые поработители — исключительно карикатурные сволочи). Разница, конечно, в бюджете и интонации, да и шутки про минет в больнице сейчас никто не вставит в свой проект, но уровень конфликтов зачастую похож (серьезно, вот думаю, что «Джессика Джонс» — это экспло, например). Ну и секса в 70-е несравнимо больше: сейчас, как говорят, новое пуританство, вот это все.
В общем, как обычно андерграунд уделал попсу на почти полвека.