«Побег из Шоушенка»
1994. Режиссер Фрэнк Дарабонт
Действие фильма разворачивается в 1947 году, когда банкир Энди Дюфрейн получает тюремный срок за убийство своей супруги и ее любовника. Это не просто срок — это пожизненное заключение в «Шоушенке» — одной из самых мрачных тюрем Новой Англии. Задача главного героя — не сгинуть среди убийц, воров и насильников. Постепенно он находит общий язык сначала с заключенными, а потом и с охранниками тюрьмы, и в его сердце рождается надежда на освобождение.
Экранизацию повести Стивена Кинга можно считать канонически драматической для Голливуда. В ней много сложностей, много эмоций, много политики и немного надежды. Фильмы, подобные «Побегу из Шоушенка» — это вдумчивый просмотр, за время которого ни разу не хочется промкруттить действие вперед.
«День сурка»
1993. Режиссер Харольд Рэмис
Представьте, что каждое утро на вашем календаре высвечивается второе февраля. Время остановилось, и вы не можете вырваться из этих рамок. Что вы будете делать? Главного героя фильма «День сурка» Фила Коннорса поначалу эта ситуация забавляет. Он начинает использовать информацию, полученную накануне, себе во благо, да, немного цинично, но что поделаешь, ведь он — заложник времени.
Сценарий фильма богат на шутки и остроты, но даже это не спасает зрителя от ощущения жуткой тоски, которую испытывает главный герой, ведь всё, что он делает — будь то чтение стихов XIX века или беспробудное пьянство — не грозит ему никакими последствиями. Новым днем в его календаре всё равно станет второе февраля.
«Криминальное чтиво»
1994. Режиссер Квентин Тарантино
Это шедевральное кино Квентина Тарантино можно пересматривать бесконечное количество раз. Это тот редкий случай, когда фильм с годами становится только лучше. В фильме рассказывается несколько историй, в которых показаны ограбления, философские дискуссии двух гангстеров, спасение девушки от передозировки наркотиков и боксер, которого обманули.
Любителям крепкого словца «Криминальное чтиво» нравится еще и своей ненормативной лексикой, которая, к слову, ничуть не портит фильм, а, наоборот, придает ему пикантности. Ну и, конечно, особая «фишка» этой ленты — финальный танец Джона Траволты и Умы Турман, который хочется поставить на бесконечный «репит».
«Магнолия»
1999. Режиссер Пол Томас Андерсон
Лента Пола Томаса Андерсона направлена на самосознание и самоанализ зрителя. Она неторопливо переливается из одного повествования в другое. Такое медленное развитие сюжета сначала вызывает неподдельное раздражение, но, уже спустя несколько минут, поглощает внимание полностью.
«Магнолия» описывает один день из жизни совершенно разных людей, живущих в долине Сан-Фернандо. Девять историй героев, порой переплетаясь одна с другой, создают особый эффект многомерности, стереоскопичности, неоднозначности и незавершённости происходящего. Всё когда-то началось и еще не скоро закончится. Жизнь дана в развитии, появляясь из бесконечности и исчезая в ней — такова главная мысль этого трехчасового повествования.
«Тонкая красная линия»
1998. Режиссер Терренс Малик
Это один из наиболее необычных голливудских фильмов конца 90-х годов. Режиссер ленты адаптировал одноименный роман Джеймса Джонса. История, рассказанная в нем, одновременно и проста, и эмоциональна. Говоря проще, это военная драма о сражении за остров Гуадалканал. Группа американских солдат оказывается брошенной в котел военных действий. Им уже неважно, за что воевать, их главная задача — просто остаться в живых.
Малик не сильно озаботился сюжетом, но вложил в фильм такие эмоции, которые просто не могут оставить равнодушным зрителя. Настолько философским и духовным не получалось, пожалуй, еще ни одно военное кино.
«Славные парни»
1990. Режиссер Мартин Скорсезе
Криминальная драма Мартина Скорсезе считается безусловным шедевром. В ее основе лежит роман Николоса Пиледжи о гангстере Генри Хилле. Главный герой буквально из трущоб поднимается к самым верхам криминального мира, пускаясь во все тяжкие. Зритель переживает всю гамму эмоций: от глубокого отвращения до жалости. Герои ленты не сильно сердечные люди — они легко относятся к женщинам, пользуются их телами, убивают людей, торгуют наркотиками, но при этом чтут собственный кодекс.
«На игле»
1996. Режиссер Денни Бойл
Шокирующий, болезненный фильм-откровение о героиновой культуре 1980-х, снятый по мотивам произведения Ирвина Уэлша. Несмотря на то, что лента достаточно тяжелая, она, скорее, относится к жанру «комедия». Черный юмор, совершенно нелепые ситуации, в которые попадают герои «На игле» — тому доказательство . Да, этот фильм отдает аморальностью, но в нем нет и намека на бесчувственность. Напротив, зритель как будто оказывается в пространстве между минимумом и максимумом эмоционального напряжения, которое то и дело испытывают главные герои ленты — четыре друга, оказавшиеся «на игле».
«Торжество»
1998. Режиссер Томас Винтерберг
Радикальный фильм Томаса Витенберга стал первым в своем роде. Уже потом съемка подобных картин стала мейнстримом. «Торжество» — это напряженный психологический фильм, в центре которого сцена традиционного семейного ужина, на котором открываются страшные тайны.
Кино получилось полудокументальное, зритель вместе с героями оказывается в комнатах дома, где в течение многих десятилетий творились настоящие бесчинства. Он становится свидетелем самоубийства одной из дочерей главы семейства и понимает, что за красивой внешней обложкой могут быть спрятаны действительно страшные тайны.