Режиссер Илья Хржановский оккупировал Париж арт-проектом «Дау».
Самый масштабный долгострой в истории мирового кинематографа снимался 10 лет. В фильме участвуют дирижер Теодор Курентзис, музыкант Леонид Федоров, режиссер Дмитрий Черняков, художник Марина Абрамович и многие другие. Получившееся «монументальное полотно» длится 700 часов — больше 29-ти суток непрерывного экранного времени. Увидеть полностью его невозможно при всем желании. Проект проходит с 24 января по 17 февраля 2019 года одновременно в трех локациях Парижа — театре Шатле, Театре де ля Виль и Центре Помпиду.
Эксперты, критики и теоретики спорят о том, что из себя проект представляет. Киноэпопею? Грандиозную инсталляцию? Иммерсивный спектакль? Парижская полиция не выдает проекту разрешение и срывает премьеру. Пресса называет его одой тоталитаризму. А зрители растерянно вместо билетов получают визы и не понимают, как «Дау» потреблять.
О том, чем Хржановский шокирует, интригует и удивляет, из Парижа рассказывает Александр Кулиш.
Прелюдия до выезда в Париж
Чтобы попасть на премьеру фильма «Дау» в Париже, мне потребовалось не просто купить билет, а заполнить отдельную анкету на получение «Дау-визы». Визы ограничивают срок пребывания на территории проекта. Я решил заказать 24-часовую.
Процедура заполнения анкеты внешне имитирует анкетирование на любую государственную визу. Только вопросы совсем другие — про личную жизнь, моральный выбор и границы допустимого. Например, мне пришлось ответить, долго ли я думал о том, чтобы расстаться с партнером? Манипулировал ли я когда-то людьми для достижения желаемого? И меняет ли меня крепкий алкоголь? Это, возможно, самая остроумная прелюдия, которая у меня когда-либо была в кино.
Подобную длинную анкету нужно заполнять только на бессрочную и суточную визу.
Растерянность на месте
Приехав в Париж, я отправился в специальный визовый «Дау-центр», где вместо билетов мне выдали визу, которая выглядела, как вид на жительство в отдельном государстве. Но тут поджидала новая неожиданность — премьера «Дау» оказалась не одобренной префектурой полиции Парижа, о чем сообщил официальный инстаграм проекта.
Показы начались с опозданием на полтора дня, 25 января в 21:00 в театре де ля Виль. В этом театре оборудованы только два зала под показы «Дау». Основная же площадка в театре Шатле, где залов целых пять, не открылась до сих пор. Третью площадку в Центре Помпиду открыли в срок — 24 января, но там проходит только инсталляция без кинопоказа.
Поскольку визу выдают в отдельном стеклянном павильоне, а ажиотаж вокруг проекта нагнетается с каждым днем, бронировать визу нужно как минимум за 2 дня на официальном сайте dau.com. Обычно визы выдают мгновенно, но бывают и накладки. Однако, волноваться, что вы опоздаете на какой-то показ из-за очереди в визовый центр не стоит — здесь ничто не начинается вовремя.
Моя 24-часовая мультивиза, по которой можно входить и выходить в любой момент, из-за задержек премьер оказалась просрочена, но на входе это никого не смутило.
Однако визой дело не ограничивается. Войти в визовый центр, а затем и на каждую из площадок, можно только по удостоверению личности. Любому, на котором есть фото. Объясняют эту меру противодействием передачи своей визы другим зрителям.
Мифы о «Дау» и условия попадания
При входе в театр де ля Виль телефон просят оставить в специальной ячейке. Впрочем, жёсткого обыска не устраивают. Я видел людей, которые проносили телефоны через металлоискатели и потом все тайком фотографировали.
Ходили слухи, что пришедших вместе разлучают, а индивидуальную программу для каждого составляет компьютер на основании заполненной при получении визы анкеты. Также говорили, что индивидуальный маршрут можно узнать через персональный «Дауфон». Это не так.
Дауфон выдаётся при входе тем, кому нужен синхронный перевод. В остальное время у вас есть полная свобода выбора. Однако говорят, что «Дауфоны» все же будут использовать как индивидуальный навигатор, когда (и если) откроется театр Шатле.
Находясь внутри проекта «Дау», вы никак не можете планировать своё расписание. И не сможете узнать, что будет происходить дальше. Иногда кажется, что вас запутывают сознательно. Перед первым показом я спросил, какую часть будут показывать, и мне ответили, что четвёртую, но когда погасили свет, появились титры «Дау 7».
Позже я попытался узнать, когда будет следующий сеанс в малом зале. Этого не сказали. Выглядело так, словно вообще ничего не планируется. Позже я узнал, что знакомому удалось посмотреть в этом зале 5 фильмов в тот день.
Параллельно в большом зале начался концерт электронной музыки. На вопрос, кто выступает, сотрудник ответил: «нам не говорят». Вчера в полночь был запланирован концерт Брайана Ино и Теодора Курентзиса. Так сказала одна из сотрудниц, а потом подтвердила искусствовед Ольга Свиблова. Однако вплоть до половины второго ночи концерт так и не начался. Не знаю, был ли он вообще.
Внутри «Дау»
Внутри театра де ля Виль несколько зон. На нижнем уровне — малый зал и индивидуальные кабинки, где можно посмотреть случайную подборку эпизодов «Дау» из разных частей. Иногда они идут в хронологическом порядке, почти повторяя структуру фильма. Так, полюбившийся Шуре Тимофеевскому фильм с условным названием «Саша, Валера» о любви дворников, я посмотрел здесь.
Другие эпизоды обрываются, перемешиваясь с выборкой из параллельных сюжетов. Кабинки — единственное пространство проекта, где ваше время расходуется максимально эффективно, без томительного ожидания в неизвестности.
На уровне входа вас встретит бутик с мерчендайзингом «Дау», замаскированный под инсталляцию склада с консервами. Этажом выше - большой зал, довольно прохладный (театр находится на реконструкции и с отоплением проблемы), а также бар, где можно перекусить пюре со шпротами и прочей советской дрянью и выпить чай из эмалированных кружек.
Еще чуть выше — кабинки для исповеди, где должны приводить в чувства особо впечатлительных зрителей. По всему пространству театра расставлены реалистично выполненные манекены, изображающие участников проекта. Так, здесь можно встретить не только живого Теодора Курентзиса, но и его пугающую копию.
На самых верхних этажах театра — комнаты, обставленные реквизитом из «Дау», обжитые наряженными в костюмы советской эпохи статистами. Там можно почитать, например, журнал «Огонёк» 1956 года.
А на самом верхнем этаже — зал для конференций и репетиционный зал, где были замечены музыканты оркестра musicAeterna, готовившиеся к тому самому неуловимом концерту. Там же проводились встречи с алтайским шаманом. Говорят, что в верхнем зале тоже устраивают кинопоказы.
Язык «Дау»
Если вы думаете, что дауфон вам не нужен, потому что вы будете смотреть фильм по-русски без перевода, то это не так. Например, в седьмой части герой встречает актрису из Афин, свою юношескую любовь. Эта серия почти полностью идёт на греческом, понять что-то можно только благодаря переводу через наушники на английский, французский или немецкий (но не на русский). В других частях русская речь Теодора Курентзиса крайне невнятна и лучше иметь перевод хоть на какой-нибудь язык, чтобы ее понимать.
Кроме того, показы в большом зале не всегда удачно отрегулированы по звуку. Оригинальная фонограмма вчера на последнем сеансе была такой тихой, что пришлось читать английские субтитры, которые оказались очень кстати.
Как смотреть «Дау»?
Все кинофрагменты из «Дау» демонстрируются не в хронологическом порядке. Даже если вы купили безлимитный пропуск и собираетесь потратить несколько дней на просмотры, вы вряд ли увидите все.
Расписания сеансов нет. Информации о том, какая часть будет демонстрироваться и какова ее продолжительность, — нет. Сплошной конспирологический туман и паранойя.
Итог
Проект с трудом поддается рецензированию. Увиденное ошеломляет. Это действительно одно из самых впечатляющих и безумных событий в истории мирового кино. Не могу сравнить «Дау» по масштабу, глубине и оригинальности ни с чем из известного.
Какие-то части арт-проекта могут показаться менее удачными и затянутыми. Другие (как, например, разговор Норы с матерью) — гениальными и создающими впечатление, что смотришь ремейк «Осенней сонаты» Бергмана, снятый Кирой Муратовой.
Понимание о масштабе и смысле «Дау» возникает лишь с просмотром как можно большего количества материала, где развиваются параллельные линии на многих уровнях — от обслуживающего персонала научного института до ученых, их жён и любовниц, гостей, посещающих институт с визитами, и карательных органов, держащих всех на крючке шантажа и насилия.
Ода тоталитаризму
По поводу жестокости и насилия. Все в этом проекте есть. И порой в радикальных формах. Власть как манипулятор и аппарат насилия — от морального до сексуального — одна из основных тем фильма.
Советы:
В Москве или где-то в России «Дау» точно не покажут. Поэтому, если есть возможность, не стоит откладывать визит в Париж.
Бюджетной шестичасовой визы будет недостаточно. Мало что поймете и только зря потратите деньги. Берите суточную или бессрочную — чем дольше вы будете смотреть фильм, тем интереснее он будет.