Состаялась премьера документального фильма LEXUS длительностью 60 000 часов о выживании человеческого мастерства

  • Документальный фильм «Takumi Living» ставит проблему существования ремесла в век развития искусственного интеллекта;
  • 60 000 часов требуется для того, чтобы стать Такуми - самым высококвалифицированным мастером в Японии;
  • Документальный фильм доступен как в полной версии длительностью 60 000 часов, так и в версии 54-минутного дайджеста;
  • Фильм доступен на Amazon Prime Video, Amazon Instant, Google Play и iTunes, а также на специальном сайте.

Как правило в Западном мире считается, что для превращения в эксперта той или иной области, человеку в среднем требуется 10 000 часов учебы. А вот в Японии вы не будете считаться мастером своей профессии, если потратили на оттачивание собственных навыков менее 60 000 часов. Для этого потребуется работать по 8 часов ежедневно на протяжении 250 дней в году в течение 30 лет. 

Захватывающий документальный фильм открывает дверь в мир Такуми – японских мастеров наивысшего класса. Мировая премьера кинокартины с великолепной операторской работой и глубоким сюжетом, созданной режиссером документального сериала «От шефа» (Chef’s Table) Клеем Джетером для бренда Lexus, состоится 19 марта 2019 года на канале Prime Video в сервисе частных публикаций Prime Video Direct. 

В фильме «Такуми – 60 000 часов борьбы за мастерство человека» показаны четыре японских мастера, посвятивших жизни своему ремеслу. В картине снялись шеф-повар-обладатель двух звезд Мишлен, мастер традиционной резьбы по бумаге, мастер-эксперт по изготовлению автомобилей и плотник одной из старейших строительных компаний в мире. 

Документальный фильм, премьера которого состоялась на кинофестивале DOC NYC в Нью-Йорке, уникален тем, что средство коммуникации в нем также является и сообщением. Также на экраны выйдет расширенная полнометражная версия фильма длиной 60 000 часов, в которой будут показаны постоянно повторяющиеся сцены ключевых действий каждого мастера Такуми, отражающие часы, дни и годы, затраченные на оттачивание мастерства.

В фильме с закадровым голосом бывшего Директора Британского музея Нила Макгрегора и с интервью мировых экспертов в области ручной работы и искусственного интеллекта, ставится вопрос: как мы будем ценить и сохранять искусство, созданное человеком, если одновременно проектируем технику, способную работать точнее и быстрее чем люди?

«Мы живем в такое время, для которого настолько характерен дефицит внимания, что у всех нас возникает ощущение нехватки времени, - говорит Нора Аткинсон, куратор ремесленного искусства Смитсоновского музея американского искусства. – Поэтому тысячи часов, которые в действительности необходимы для становления искусного мастера, являются опытом, через который проходят лишь немногие художники».

По прогнозам к 2050 году машины будут способны превзойти человека буквально в каждой сфере*. «Мы находимся в центре экспоненциального прогресса», - рассказывает автор книги «Роботы наступают. Развитие технологий и будущее без работы» Мартин Форд. Он добавляет, что никогда ранее темп развития не был настолько интенсивным. «Мы увидим, что ближайшие 10 лет будут соответствовать 10 000 лет прогресса».

Исчезнут ли вещи, созданные человеком, когда искусственный интеллект превзойдет наши возможности? Или этот фундаментальный элемент нашей культуры выживет и станет ценится еще больше прежнего? В этом документальном фильме показано, как выглядит длинная дорога к совершенству в мире, который постоянно ищет кратчайший путь.

 «Суть Такуми заключается в обретении возвышенного понимания нюансов того или иного искусства, - рассказывает мастер-резчик по бумаге Нахоко Кодзима, сыгравшая одну из главных ролей в этом фильме. – Чтобы сконцентрироваться и тратить бесконечные часы на одну деталь, а потом продолжать работу, требуется освободить разум и одновременно сфокусироваться. В определенном смысле это просто невозможно, если человек все еще нарабатывает тот или иной навык». 

«Концепция Такуми в материальном, и в философском смысле стала сердцем бренда Lexus с момента его появления 30 лет назад, - говорит глава подразделения развития глобального бренда Lexus International Спирос Фотинос. – Наши мастера Такуми тратят более 60 000 часов (более 30 лет) на развитие и совершенствование своего  мастерства. В честь юбилея нашего бренда, мы решили показать на пленке суть Такуми и их путешествие длиной в 60 000 часов». 

На сайте зрители могут насладиться 54-минутной версией или целиком посмотреть весь фильм длительностью 60 000 часов, чтобы проникнуться уровнем приверженности и самоотдачи, необходимым для достижения уникального мастерства.  

Документальный фильм, созданный лондонским агентством The&Partnership, будет доступен на сервисах Amazon Prime Video, Amazon Instant, Google Play и iTunes.

ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ РЕДАКТОРОВ

О СОЗДАТЕЛЯХ ФИЛЬМА

КЛЭЙ ДЖЕТЕР – Сценарист/Режиссер

Американский режиссер Клэй Джетер работал над разными проектами, среди которых номинированный на премию «Эмми» «От шефа» (Chef’s Table) – первый оригинальный документальный сериал канала Netflix. Спродюсировав шесть эпизодов, вышедших в период с 2015 по 2018 год, Джетер выработал уникальный и визуально привлекательный стиль, четко прослеживающийся в его работе. К другим работам американца относится фильм «Джесс + Мосс» (Jess + Moss), который впервые был показан в 2011 году на кинофестивале Сандэнс и с того момента завоевал постоянно растущую популярность. 

ДЕЙВ БЕДВУД – Сценарист 

Дейв Бедвуд начал свою карьеру автора текстов в 1998 году. Проработав в нескольких лондонских рекламных агентствах, в 2004 году он с тремя своими коллегами основал собственное агентство под названием Lean Mean Fighting Machine. Через четыре года компания выиграла титул «Агентство года» на Международном фестивале рекламы в Каннах. Среди клиентов, сотрудничество с которыми принесло Дейву Бедвуду награды, такие компании как Emirates, Virgin, Samsung, The Guardian и Lexus. 

РУПЕРТ МАКОНИК – Продюсер

Руперт Маконик обладает богатым опытом производства контента и сотрудничества с основными режиссерами художественных и документальных фильмов. В 1994 году Руперт основал Saville Productions – компанию, которая спродюсировала появление одних из наиболее признанных проектов и важнейших, отмеченных наградами документальных лент. С ней сотрудничали такие режиссеры как Мартин Кэмпбелл («Казино «Рояль»), Фернанду Мейреллиш («Город Бога»), Стивен Долдри («Чтец»), Джеймс Мактиг («V – значит вендетта»), Гэвин О‘Коннор («Воин»), Барри Левинсон («Человек дождя»), Брайан Сингер («Подозрительные лица»), Спайк Ли («Не пойман – не вор»), Пол Хаггис («Столкновение»), Вим Вендерс («Париж, Техас»), Морган Невилл («В двух шагах от славы») и Вернер Херцог («Пещера забытых снов»).

Компания Saville совместно с Adidas также выпустила короткометражный фильм для Чемпионата мира по Футболу, режиссером которого стал Фернанду Мейреллиш («Город Бога»). Кроме того Маконик был продюсером 35-минутного фильма Вернера Херцога «В мгновение ока», снятого для телекоммуникационной компании AT&T, ставшего популярным в сети и обеспечившего удачный пиар. Сейчас этот фильм показывают более чем в 40 000 школ и колледжей. К другим известным проектам Руперта Маконика относится «В изгибах света» (Bending the Light) – проект, срежиссированный Майклом Эптедом (серия документальных фильмов «Up») и посвященный видению искусства фотографии через призму фотографов. 

ОБ УЧАСТНИКАХ

ГЕРОИ

КАЦУАКИ СУГАНУМА

Фильм также знакомит нас с одним из мастеров Такуми Lexus – Кацуаки Суганумой, работающим в японском бренде уже 32 года. Кацуаки, являющийся Такуми, ответственным за линию заключительного контроля качества Lexus, наблюдал большие перемены в сфере техники, вызванные внедрением искусственного интеллекта и роботов. Однако он сам доказывает, что люди все еще играют в производстве автомобилей ключевую роль. Фильм показывает нам, что происходит за кулисами завода площадью 4 миллиона квадратных метров, который находится в городе Тахара в японской префектуре Айти и считается одним из самых высокотехнологичных производств в мире. 

Кацуаки – один из многих невероятно усердных людей, имеющих за плечами четверть века практики, необходимой, чтобы стать мастером Такуми. Это – 60 000 часов работы.

Столь длительный срок уходит на практику и доведение навыков до минутной точности. Результатом этого становится появление группы мастеров со сверхспособностями и острыми как бритва чувствами. Они считаются и видят себя сами хранителями мастерства Lexus на каждом этапе производства. 

Такой подход к мастерству – это философия, воплощающаяся в каждом нюансе бизнеса, который Такуми обязаны передать новым поколениям. Каждый Такуми будет обучать своих учеников, чтобы быть уверенным, что их экспертные знания, традиции и дух Такуми воплотятся в новом таланте. Вот почему мы знаем, что с уровнем мастерства исполнения Lexus не сравнится ничто. 

СИГЭО КИУТИ

Первый герой документального фильма, 67-летний плотник Сигэо Киути, обучался у собственного отца искусству «Миядаику» - древней манере плотнического дела родом из Японии. «Я вижу себя своеобразным хранителем, - поясняет Киути. – Я учился у отца, который работал здесь до меня, а теперь сам передаю навыки будущим поколениям».

Киути работает в Осаке в Kongō Gumi – компании, занимающейся строительством храмов и начавшей свою деятельность в 578 году н.э. В неё он пришел в подростковом возрасте на должность стажера. Киути планирует продолжать работать настолько долго, насколько это возможно. «Плотники на пенсию не уходят», - замечает он, хотя на контрасте с этим сравнивает свою пожизненную работу с «мгновением ока» на фоне истории компании. 

Kongō Gumi – старейшая в мире компания, основанная по поручению Принца Сётоку для строительства первого в Японии буддистского храма. Начиная с того времени компания принадлежала одной и той же семье, а сегодня в правление Kongō Gumi входит представитель 41-го поколения данной семьи. 

 
ХИСАТО НАКАХИГАСИ

Хисато Накахигаси управляет Miyamasou – киотским рестораном, обладателем двух звезд Michelin. Он – шеф-повар кухни Кайсэки в четвертом поколении. Его прадедушка основал Miyamasou – гостиницу для паломников в храм XII века, на территории которой был открыт ресторан. «Для Хисато поворотный момент наступил тогда, когда он провел в своем путешествии Такуми 20 000 часов, – рассказывает режиссер-документалист Клей Джетер. – Его отец неожиданно умер в возрасте 55 лет, а Хисато в тот момент совершенствовал свои навыки, работая в дорогих ресторанах за границей. Однако [в этот критический момент своей жизни] он принял решение вернуться домой и продолжить дело своего отца. И ему действительно удалось превратить этот ресторан в нечто уникальное».

Каждое утро, чтобы получить ингредиенты для своих уважаемых гостей, Хисато ловит рыбу в местной реке, собирает местные травы и зелень в горах, а также – по его собственным словам – «отдает благодарность» природе за дар пищи. Такая самоотдача является частью Кайсэки – традиционного японского обеда из нескольких блюд, в котором стародавней традицией является стремление превзойти ожидания своих гостей. 
 
НАХОКО КОДЗИМА

Третьей героиней документальной картины стала художник Нахоко Кодзима. Хотя ей 37 лет, за её плечами уже 60 000 часов практики в своем деле. Заниматься «Кири» (японской резьбой по бумаге) она начала под руководством личного наставника, когда ей было всего пять лет, а продолжила в годы своего становления. В 18 лет Нахоко переехала в Токио, а в 2004 году получила диплом дизайнера в Институте Кувасава. Некоторое время она работала графическим дизайнером в Токио, но в итоге переехала в Лондон, где продолжила изучать изобразительное искусство. Всего через несколько лет она организовала свой первый сольный показ работ, вырезанных из бумаги. Затем, в 2012 году, в Галерее Саатчи была представлена её работа «Леопард-облако» (Cloud Leopard) – скульптура, полностью вырезанная из одного листа черной бумаги, на создание которой потребовалось пять месяцев. Труд Нахоко Кодзимы начинается с щепетильного создания набросков и тренировок на существенно более мелких листочках. Её работа требует «невероятных трудозатрат и колоссальной концентрации. Если она допустит ошибку, исправить её уже будет нельзя. Нахоко Кодзима пользуется лезвиями скальпеля, которые вдвое тоньше обычных и требуют замены каждые три минуты». 

В 2013 году она получила награду Jerwood Makers Open за создание «Бяку» (Byaku) – водоплавающего белого медведя. В 2018 году Нахоко Кодзима взялась за самую большую работу в своей жизни – создание 32-метровой скульптуры синего кита в натуральную величину под названием Сиро. В новом документальном фильме показан процесс создания этой скульптуры.

Хотя в настоящее время Кодзима в основном проживает в Лондоне, в 2016 году на церемонии в Токио ей была вручена престижная награда Kuwasawa Award за вклад в искусство.  

Дополнительные эксперты

НОРА АТКИНСОН

Нора Аткинсон – известный американский эксперт в сфере ремесленного искусства, которая придает особое значение роли и важности изделий ручной работы в современной культуре. В настоящее время она занимает должность Куратора Ремесленного искусства в Смитсоновском музее американского искусства в Вашингтоне, округ Колумбия. Недавно журнал Washingtonian назвал её «Лучшим революционным куратором» 2018 года за работу над целым рядом показов, получивших одобрение критиков. 

Ранее в этом году Аткинсон выступила на конференции TED под названием «Век изумления» - мероприятии, посвященном будущему и изучающем искусственный интеллект и новые формы творчества и социальных изменений. Во время пребывания Аткинсон в Вашингтоне мы сняли её на камеру. Её комментарий был посвящен ремесленному мастерству в целом и его роли в цифровом веке. И что особенно важно, она связала мастерство изготовления с роскошью, упомянув настоящие предметы, созданные с помощью ручного труда, и их ценность в будущем. 

МАРТИН ФОРД

Мартин Форд – футурист, автор публикаций о влиянии искусственного интеллекта и роботов на общество и экономику. Его перу принадлежат две книги о технике. В 2015 году его самая популярная книга – «Роботы наступают. Развитие технологий и будущее без работы» (2015 г.) была признана бестселлером по версии New York Times и получила награду «Бизнес-книга года по версии Financial Times и McKinsey (Financial Times and McKinsey Business Book of the Year).
В своей речи на конференции TED «Как искусственный интеллект может привести к потере работы» Мартин обсуждает дихотомию между негативными последствиями для производства от внедрения искусственного интеллекта и безусловным прогрессом, который может стать следствием подобного внедрения, и новыми видами деятельности, которые он может породить. У него преданная аудитория поклонников в Твиттере – за Мартином следит 42,3 тыс. подписчиков. Кроме того, он активно участвовал в дискуссии о Японии и технологиях, которая прошла в соцсети Twitter 31 июля и была посвящена вопросу «Почему западные люди боятся роботов, а японцы – нет». 

ДЖОН БРУНЕР

Джон Брунер – журналист и программист, руководитель программы «Цифровая фабрика» (Digital Factory) в Formlabs – компании, специализирующейся на строительстве профессиональных 3D-принтеров. До прихода в Formlabs он занимался обзорами публикаций о данных, искусственном интеллекте, «железе», Интернете вещей, производстве и электронике, и совместно с Дзёити Ито был председателем программы, посвященной пересечению программного обеспечения с реальным миром. Джон Брунер является активным онлайн-автором, его перу, в частности, принадлежат такие статьи как «Сделать искусственный интеллект прозрачным» и «Интеграция данных в искусственный интеллект». В них он рассуждает об отношениях между «экспертами-людьми» и алгоритмами. Джон давал интервью для собственных подкастов издания The Economist на тему способности машин подражать человеку. Он задается вопросом: «Если компьютеры способны писать прекрасную музыку, могут ли 3D-принтеры перенять традиционную технику и создать для нас усиленные перекрытия?». Невероятно, но в противоположность Мартину Форду, Джон Брунер – оптимист. Он из того рода футуристов, кто с радостью думает о возможностях, которые откроются перед людьми, когда искусственный интеллект возьмет на себя определенные задачи и профессии. Он говорит о красоте работы человека бок-о-бок с машиной. 

Голос за кадром

НИЛ МАКГРЕГОР

Нил – высоко уважаемый эксперт-антрополог, многие годы работавший директором Лондонской Национальной галереи и Британского Музея. В настоящее время он – директор Берлинского Форума Гумбольдта (немецкий ответ Метрополитен-музею), открытие которого состоится в ближайшем будущем. Нил использовал призму созданных человеком предметов и ремесла для рассказа мировой истории. Его самая продаваемая книга, выставка и подкаст – «История мира в 100 предметах» – является его самой известной работой в данной области. Нил – эксперт с мировым именем в этой сфере, а также глубоко уважаемый автор и телеведущий.