С 26 сентября в российский прокат выходит фильм «К звездам», где Брэд Питт практически не сходит с экрана. Казалось бы, очередная космическая фантастика, но, оказалось, что в ней нашлось место богу. Точнее, его отсутствию. Подробнее о премьере рассказывает кинообозреватель «Вашего досуга» Денис Кудряшов.
Где-то в середине фильма «К звездам» команда космонавтов благословляет одного из своих товарищей: «Пусть ты встретишься со своим Искупителем лицом к лицу и будешь видеть бога всегда». В этот момент чувствуешь внутреннее напряжение. До этой сцены фильм рассказывает о Брэде Питте, стоически спокойном и замкнутом космонавте из ближайшего будущего.
Эта молитва и несколько других сцен, разбросанных в фильме, дают право на другую трактовку, чем просто фантастика. Да, «К звездам» – это фильм о космических путешествиях, о космонавте Рое (Брэд Питт), который отправляется искать своего отца на задворках солнечной системы. Но, кроме этого, это история о боге. Если быть точным, о молчании бога.
Разговор о боге – не новая идея в научной фантастике. В ней часто понимают бога как нечто трансцедентальное, нечто за гранью горизонта нашего понимания. В элитарном кино тема тоже не оригинальна: фильм Мартина Скорсезе «Молчание» или кино Пола Шредера «Дневник пастыря» рассказывали о боге, который молчит. «К звездам» же отличает именно метафорический подход к проблеме и то, какие ответы он дает на поставленные вопросы.
Режиссер фильма Джеймс Грэй до этого снял фильм «Затерянный город Z» – тоже про путешественника и его сына. Правда в предыдущем фильме действие происходит в викторианской эпохе. И главный герой — сам путешественник, а не его сын. Он чувствует свою связь с потомками, но при этом стремиться к чему-то большему чем то, что может предложить ему мир. Он ищет трансцендентальности – хочет познать мир за гранью привычных ощущений.
В фильме «К звездам», напротив, акцент смещается от отца к сыну. Рой идет по стопам отца: становиться космонавтом и работает на космической станции. Он спокоен настолько, что кажется его пульс никогда не поднимается выше 80. С женой отношения холодные, ему трудно дается близость даже тогда, когда они находятся в одной комнате. Его работа на космической станции скромная и одинокая, и эта работа закалила его характер.
В какой-то момент на Земле получают радиосигнал и тут же решают, что он исходит от космической миссии, в которой участвовал Клиф – отец Роя. Он искал внеземные цивилизации и оставил семью, когда Рою было 16. А когда Рою стукнуло 29, миссия Клифа перестала подавать сигналы, отец пропал. Теперь же военные считают, что это команда Клифа подает сигналы, и решают отправить на помощь новых астронавтов. Первый доброволец в новой команде – Рой.
У Брэда Питта выдался отличный год – сперва потрясающая роль дублера в «Однажды в…Голливуде» Тарантино, а теперь «К звездам». Весь фильм практически держится на его герое. Более того, этот герой почти всегда один в кадре. «К звездам» – это красивая фантастическая сказка, но она чертовски серьезна – Брэд Питт играет человека, чья депрессия лишила его всех чувств. Холодный взгляд и стоически-уверенная челюсть – так его герой смотрит на окружающий мир.
Работая в жанре научной фантастики, «К звездам» следует великой традиции этого жанра задаваться вопросом о том, что значит быть человеком. И дает на это два ответа.
С одной (буквальной) стороны, фильм рассказывает историю о пропавшем отце и о том, как это отразилось сыне. В этом смысле, любовь – это то, что делает нас людьми и отличает нас от других видов. Сын, который отправляется на задание, чтобы найти пропавшего отца, – здесь есть прямая параллель с предыдущем фильмом Грэя «Затерянный город Z». Там тоже были нездоровые отношения ребенка и родителя, чьи мечты увели его далеко от дома. В итоге, ребенок принял то наследие, которое оставил отец и пошел по его стопам. Однако «К звездам» дает более интересный ответ, если представить, что это фильм о боге. Точнее сказать, о том, как мы понимаем бога в современности.
Во-первых, отец Роя, Клиф, не появляется фильме до самого конца. Даже в финале неясно, реален он или это галлюцинация Роя. Во-вторых, он буквально незримо присутствует во всем фильме – посылает некий сигнал, который люди пытаются разгадать. Не находя решения, люди посылают к источнику сигнала его единственного сына, Роя. Это еще больше сближает Роя с образом Иисуса как некоего посредника, который способен напрямую говорить с богом.
Есть еще мелкие детали: пилоты корабля просят помощи у Святого Христофора – покровителя путешественников. В самом начале рецензии упоминается фраза, с которой провожают в последний путь погибшего товарища. Рой смотрит пленки из своего детства и говорит, что ему нравится быть в космосе – там он чувствует свою связь с богом, как нигде на Земле. История Роя полна параллелей с историей Иисуса Христа из Нового Завета. Прямой связи нет, но есть однозначное вдохновение.
Рой находит своего отца недалеко от Нептуна. Он видит, что тот настолько дистанцировался от человечества, что потерял всякое желание вернуться домой. Все, что может сказать отец сыну: «Ты можешь уходить». Принимая во внимание параллель с Евангелием, это и ответ на последние слова Христа: «Отец, для чего ты оставил меня?». Рой принимает этот ответ, и он оставляет его с ошеломляющей реальностью – самые важные вещи находятся не где-то на трансцедентальном уровне, неподалеку от Нептуна, а здесь, на Земле, где живут люди.
Эта идея потрясающе оформлена визуально. Сперва Рой и Клиф пожимают друг другу руки, отец пытается вырваться, а сын удерживает его. Эта сцена обратна той, которую изобразил Микеланджело в Сикстинской капелле – не бог тянется к человеку, а человек судорожно пытается удержать бога. Фреска Микеланджело появляется в еще одной сценой. Рой наконец-то возвращается на Землю. Как только открывается дверь корабля, первое, что видит Рой – протянутую руку. Но не бога и его легендарного отца, а обычного человека.
Мысль о превосходстве земных проблем над неземными – интересна любому, вне зависимости от религии. Если принять идею фильма, то, как бы не был огромен космос, мы встретим в нем только самих себя. Людей, со своими несчастьями и неудачами, с которыми мы справляемся в одиночку. С нашей неспособностью и страхом любить друг друга и пускаться в далекие путешествия в поисках божественного, трансцедентального и неземного.