Девочки и мальчики, дамы и господа, друзья и подруги, настал момент это признать: мы все любим мультфильмы. Кто-то в свои тридцать фанатеет от «Короля льва», кто-то полон нежных чувств к «Чебурашке», кто-то стабильно пускает скупую слезу, сотый раз слыша «Арабскую ночь» из «Аладдина». «Футурама», «Южный парк», «Симпсоны» – детство и юность; кейс работ Миядзаки – спасение от всех напастей; мультик про слоника с ушками «хлопай и взлетай» – слёзы из глаз с 1941 года. Мы смотрим их холодными вечерами, во время длительных перелётов, в минуты, когда в гости заходит ностальгия. Залипаем вместе с детьми, разделяем с любимыми, разглядываем в гордом одиночестве. Я обычно ухожу в мир анимации в те дни, когда очень сильно болею: звуки и цвета на максимуме, мозг готов поверить в любую историю, можно посмотреть несколько разноплановых работ за один день. Не надо стесняться.
1. «Могила светлячков» (Япония, 1988)
Босоногий подросток Сэйта сидит, прислонившись к столбу в метро. В пыли и драной одежде. Мимо проходят люди, презрительно бросая реплики в его адрес: беднякам здесь не место. В кармане – коробочка из-под леденцов, в которой находится пепел сестры. Через несколько секунд, 21 сентября 1945 года, Сэйта умрет, потому что полгода назад он и его семья попали под напалмовые бомбы в японском городе Кобе. Подобная история случилась с романистом Акиюки Носака, написавшем в 1967 году «Могилу светлячков» в память о своей семье: одна его сестра умерла из-за болезни в годы Второй Мировой войны, другая – от недоедания, отец погиб во время авианалёта. Кимоно как плата за рис, воровство как последняя надежда, свои как чужие. Лента режиссёра Исао Такахата, друга Хаяо Миядзаки, сооснователя студии «Гибли», – светлый реквием, лишённый пафоса и нравоучительности, нежная история выживания в те непростые дни, когда весь мир против тебя. И тактичное напоминание о том, что на войне нет правых и виноватых. И смерти нет – есть только светлячки.
![](https://img.youtube.com/vi/Cltv4qHbOzU/mqdefault.jpg)
2. «Обитатели холмов» (Великобритания, США, 1978)
В основе ленты Мартина Розена лежит роман Ричарда Адамса (в оригинале книга и мультфильм называются Watership Down) – сборник сказок, что он рассказывал своим дочкам во время путешествий по Англии, история о колонии кроликов. Со своей мифологией и иерархией. Храбрые представители ушастого народа решают сдвинуться с насиженного места, потому что в их край пришли люди. И скоро крольчатник будет уничтожен. Обратите внимание: не стоит поддаваться на многочисленные описания из интернета, где обещают «милый», «добрый», «сказочный» мультфильм. Фэнтези о путешествии пушистой команды в поисках лучшей жизни – один из самых мрачных, жестоких, тревожных анимационных фильмов конца ХХ века. С оторванными ушами, ранами, патрулями, дезертирами и слежкой. Если зевнёте – эти кролики запросто могут сделать «кусь».
![](https://img.youtube.com/vi/9S26LA8Bk14/mqdefault.jpg)
3. «По ту сторону изгороди» (США, 2014)
10 серий по 11 минут от режиссёра Патрика Макхэйла, после которых вы будете судорожно искать того, с кем бы обсудить увиденное, задыхаясь от количества трактовок (очень советую, по возможности, смотреть эту работу на языке оригинала). Тут вам и Бёртон, и Гиллиам, и Миядзаки. Два ребёнка-потеряшки топают домой по таинственному лесу с чудесным названием «Неизведанное». Один – Вирт – меланхоличный старшеклассник в красном колпаке, второй – Грег – задорный младший брата Вирта. Вирт занимается музыкой, разбирается в архитектуре, очень любит философские монологи, у Грега просто на голове чайник. И лягушка в придачу. Масса чудес на одну непролазную чащу, страхи и комплексы в предельной концентрации, тыквоподобные люди и говорящий конь. Идите на звук колокольчика. Кстати, песни из этого мультсериала прилипают всерьёз и надолго.
![](https://img.youtube.com/vi/xpN8ZAFO0Io/mqdefault.jpg)
4. «Зимние дни» (2003)
35 режиссёров под руководством Кихатиро Кавамото, 40 минут времени, поэтический цикл Мацуо Басё, каждая последняя строчка предыдущего стихотворения – начало нового. Анимационный альманах, в котором приняли участие авторы из многих стран – кладезь различных техник, рисовок, подходов, парад индивидуальных творческих стилей, пир для визуалов. Качаются веточки, путешествуют старцы, раскрываются веера. От России на татами – Юрий Норштейн и Александр Петров.
![](https://img.youtube.com/vi/3Q_Yalx13Kw/mqdefault.jpg)
5. «Ограбление по Фрейду» (Венгрия, 2018)
Картины Магритта и Мане, Гогена и Боттичелли, Веласкеса и Уорхола; бар «Холодная война» и Тейт, Лувр и баржа, Орсе и горные пейзажи; цирковая акробатика и психоанализ, клептомания и авантюры, лица в духе Пикассо и нездоровые изгибы тел. Психотерапевт Рубен Брандт, потерявший своего отца, страдает от ночных кошмаров, в которых действуют герои, сошедшие с картин великих художников, грабительница Мими крадёт по заказу и по любви, частный детектив Майк Ковальски, находящийся под пристальным контролем матери, специализируется на похищениях произведений искусства. Практически каждый кадр венгерского анимационного фильма Милорада Крстича хочется ставить на паузу: чтобы вспомнить картину, которую режиссёр в него «заложил», чтобы восхититься маниакальной проработкой деталей, чтобы разгадать отсылку к тому или иному кинорежиссёру. Отдельный разговор – музыка Тибора Кари: на первой минуте кажется, что это работа Сигеру Умэбаяси, написавшего треки для «Любовного настроения», позже в игру вроде бы вступает Ян Тирсен, а дальше на горизонте и вовсе появляются народные балканские напевы. «Ограбление...» дразнит, заманивает, затягивает. Фонтанирует и погружает. Даже немного злит. И восхищает своей нашпигованностью искусством на все случаи жизни. Кстати, вы же сразу поняли, какие два художника «спрятаны» в имени главного героя?
![](https://img.youtube.com/vi/4g924St8JK0/mqdefault.jpg)
6. «Персеполис» (Франция, США, 2007)
DVD-диски с этой лентой Маржан Сатрапи и Венсан Паронно нелегально ввозили в Иран, власти страны всячески препятствовали выходу работы на экраны, зрители картины, где и Исламская революция 1979 года, и шахский режим, и война с Ираком, на которой погибли сотни людей, разделились на два лагеря. Закрытие границ, подставы, репрессии. Дивный новый мир, запреты, борьба за власть глазами иранской девочки Маржи, мечтавшей стать пророком. Побег в Европу, первый алкоголь, влюблённость «не в тех». Тусовки, учёба, ежеминутные перемены – восприятие мира от молодой женщины Маржан, пережившей войну и революцию, но не сумевший справиться с любовью. Анимационный фильм по одноимённому автобиографическому графическому роману французской писательницы иранского происхождения Маржан Сатрапи – обладатель приза жюри Каннского фестиваля, премии «Сезар» за лучший дебют и лучший адаптированный сценарий, номинант на «Оскар» и «Золотой Глобус». Восток схлёстывается с Западом, консерваторы не признают юность, а юность требует крови. В этом мире нет цветного, яркого, беззаботного. В этом мире нет гарантий, спокойствия, уверенности в завтрашнем дне. Этот мир может взорваться каждую минуту. Не то от конфликта, не то от бомбы, не то от пубертата, когда очень хочется революций, подвигов и красной помады. А вокруг запреты, законы и очень умные взрослые.
![](https://img.youtube.com/vi/UZUG-qdWUfE/mqdefault.jpg)
7. «Красная черепаха» (Франция, Бельгия, Япония, Польша, Нидерланды, Венгрия, Великобритания, Германия, Китай, Таиланд, Италия, Дания, США, 2016)
На «Красную черепаху» бельгийца Михаэля Дюдока де Вита благословил сам Миядзаки: лента вышла под флагом Ghibli, но без участия и помощи мэтра японской анимации. Сам режиссёр перед началом работы больше недели провёл на пляжах Сейшельских островов, делая зарисовки, заметки, фото, чтобы потом перенести на экран невероятные морские пейзажи, закаты, тени. И простоту, которая, как мы знаем, есть самое сложное. Мужчина выброшен на берег после шторма: тропический остров удивляет красотой, волны шумят, море готово щедро поделиться с ним своими дарами. Отдохнув, он решает вернуться домой на самодельном плоту. Но у Красной черепахи, хозяйки острова, совершенно другие планы. Да и девушка с рыжими волосами невероятно прекрасна. Музыка (композитор – Лорен Перез Дель Мар) уносит в неведомые края, выразительность и яркость красок даёт возможность почувствовать на щеках лёгкий бриз, замедленный темп отключает от повседневных забот. И все понятно в любом возрасте, во всех городах, на любом языке: здесь почти не говорят, предпочитая словам тишину и созерцание.
![](https://img.youtube.com/vi/Hcrmdh4rLMQ/mqdefault.jpg)
8. «Приключения знаменитого кота-сыщика» (Германия, Дания, 1994)
Кот Фрэнсис находит на заднем дворе дома, куда они недавно переехали со своим хозяином, труп зверски убитого собрата. Ловкий авантюрист-сыщик не из робкого десятка: он готов к расследованию, в процессе которого откроются неожиданные обстоятельства произошедшего. Неплохое начало, правда? А теперь представьте, что эту чудесную анимацию, созданную Майклом Шааком, я увидела в свои десять лет, когда тактичная и слезливая смерть Муфасы из «Короля льва» была главной трагедией в жизни. Надо сказать, Фрэнсис, Шерлок от котов, не подкачал – бравый зеленоглазый парень в пушистых штанах отважно бросился на поиски убийцы, увлекая в мир, где у каждого свой характер, свой мотив, своя правда. В жертвах – беременные кошки, не очень юные коты, хвостатые, утратившие способность видеть. Друзья, подруги, незнакомцы. «Felidae» – мультфильм с недетским лицом, где нашлось место и снам, и реализму, и (не)оправданной жестокости. Всем любителям детективов посвящается.
![](https://img.youtube.com/vi/bcugyA0thA4/mqdefault.jpg)
9. «Метропия» (Швеция, Дания, Норвегия, 2009)
Сырость, серость, сквозняки. Единственный вид транспорта – метро, единственное правильное решение – общественное, единственный способ выжить – просмотр телевизора. Главный герой Роджер слышит голоса, за его девушкой Анной кто-то наблюдает, время идёт размеренно, гордо и без суеты. За одним столом собрались Кафка, Замятин и Оруэлл, Рой Андерсон и Ларс фон Триер мило переглядываются друг с другом, мультфильм Тарека Салеха из-за угла свет ручкой сериалу «Рассказ служанки». Оно, конечно, на любителя, но если так пойдёт и дальше, то в ближайшем будущем у нас есть все шансы на успешную реализацию подобной модели мира.
![](https://img.youtube.com/vi/LHmto1PeklA/mqdefault.jpg)
10. «Вальс с Баширом» (Израиль, Франция, Германия, США, Финляндия, Швейцария, Бельгия, Австралия, 2008)
«Я же не Стивен Спилберг, не обладаю ни его талантом, ни его средствами, чтобы сделать такую картину, как «Спасение рядового Райана». Анимация – единственный способ показать на экране ужасающий, галлюцинаторный опыт войны», – сказал однажды режиссёр Ари Фольман, комментируя свой фильм «Вальс с Баширом» (Башир Пьер Жмайель – президент Ливана, убитый в 1982 году). 26 разъярённых псов, брызжущих слюной, несутся по улицам города, чтобы остановиться перед окнами человека, который лишил их жизни. Все они были застрелены в одной деревеньке во время Ливанской войны. Он боялся убивать людей – ему поручили уничтожить собак, он помнит каждую из них, но толком не может собрать в кучу события, которые происходили с ним в годы, когда он держал в руках автомат. Или не хочет помнить. Лента израильтянина Фольмана, получившая «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке, основана на интервью с военнослужащими, беседах с психологами, собственных воспоминаниях режиссёра, который в 1982 году был в рядах израильской армии на ливанской территории. Это первая мультипликационная работа в истории мирового кинематографа, номинированная на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», удачный союз документалистики и анимации, попытка воспроизвести события многолетней давности. Проанализировать, структурировать, бережно собрать в один фотоальбом. Никого не обвинить. Грязноватые краски, пыль, автоматные очереди; мухи, трупы, вальс под пулями; крысы, сигареты, золотое солнце. Музыка – Макс Рихтер, художник – Давид Полонски, мультипликатор – Йони Гудман. Летят снаряды, горят города, умирают люди. А жизнь продолжается.
![](https://img.youtube.com/vi/hZZgu4rCxtY/mqdefault.jpg)
Читайте также: