На прошлой неделе мы уже рассказывали о самых обсуждаемых, кассовых и резонансных фильмов 2019 года. На этот раз Катя Нечитайло вспоминает фильмы, которые не столь очевидны, но не менее интересны и важны.

Отгремели фейерверки, уничтожены салаты, потрачены деньги. Подарены презенты, отданы десятки тысяч на перелёты, выключены гирлянды. 
С лиц сходят улыбки, глаза грустнеют, тела приобретают вертикальное положение. Кто-то уже вышел на боевой пост, кто-то медленно, но верно направляется к рабочему месту, кто-то заранее урвал у руководства ещё пару выходных. За несколько дней до окончательного «после праздников», наступающего всегда внезапно, самое время вспомнить десяточку любопытных фильмов уже прошлого года. Это не «выбор редакции», не «ленты из рейтинга», не список в духе «республика рекомендует». Просто 10 фильмов, которые можно посмотреть сейчас. Или не сейчас. Или не посмотреть. We give you liberty. 

1. «Страна мёда» (Македония), 12+

В македонской деревушке живёт не очень юная турчанка Хатидзе (Хатидзе Муратова) со своей больной мамой. Хатидзе ходит в цветной юбке, иногда ездит в Скопье, где покупает краску для волос, ест бананы. И «выращивает» мёд: разговаривая с пчёлами, улыбаясь каждому дню, отдавая любимому делу всю себя. Она поёт им песни, выходит к насекомым без защитной одежды, радуется мелочам. А потом по соседству селится шумная семья, которая тоже собирается запустить своё медовое производство. Кажется, в документальном фильме Любомира Стефанова и Тамары Котевской, прогремевшем на американском фестивале «Сандэнс», время остановилось: он неспешен, прост, тягуч. И наполнен этим невероятным, свежайшим македонским воздухом, который будто бы светится золотым. 

2. «Я была дома, но...» (Германия, Сербия), 16+

Подросток Филипп исчез. Не то ушёл, не то погиб, не то его украли. Все теряются в догадках, сбиваются с ног в поисках, ищут любые мотивы и зацепки. Через несколько дней парень возвращается. «Я была дома, но...» берлинского классика Ангелы Шанелек – танец психоделики и реальности, смесь личного и публичного, размышления об искусстве, психологии, взглядах. Шанелек запросто может завести в заповедные зоны, отправить туда, где есть нечто важное для современного городского человека, показать персональные места силы. Но этого нужно быть готовым отправиться в путь. 

3. «Должно быть, это рай» (Франция, Германия, Палестина, Канада, Турция, Катар), 16+

Куда бы мы ни ехали, мы всегда берём себя с собой: наши мечты, наши страхи, наше прошлое, наш родной язык. Наш взгляд на мир. Но переезд в другую страну, побег от проблем, долгое путешествие... должно быть, это рай. Элиа Сулейман, палестинский режиссёр, исполнивший в своём фильме главную роль, путешествует из родных краёв в Париж и Нью-Йорк, чтобы найти деньги для новой картины. Он встречается с продюсерами и старыми знакомыми, вспоминает прошлое и записывает новые идеи, пытается избавиться от тени Родины, которая всегда рядом. И, иронично рассуждая о себе и всех нас, даёт возможность зрителям провести время в уголках (своей?)  души, где тепло, светло, приятно. Это, должно быть, рай. Это рай (должно быть). Это должен бы быть рай. Здесь должен был быть рай. Но это не точно.

4. «Гив ми либерти» (США), 18+

«Гив ми либерти» Кирилла Михановского – брат фильма «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов». Если честно, то сложно придумать более идиотское название для фильма. И фильм более идиотский. И более идиотскую историю. И более идиотские диалоги. И более идиотские планы. Но в этой идиотскости всё его очарование. Дурацкая прелесть, корявая красота, «некузявое» счастье, забористое road movie на тарантасе. Вик (Крис Галуст) – русский парень, работающий в Америке в социальном такси. В один прекрасный день он вынужден везти своих бывших соотечественников (а теперь эмигрантов) на похороны тёти Лили. С песнями, шапками-ушанками, водкой и диалогами о загадочной русской судьбе. Этакий сельско-народный Тарантино про похороны, мужиков, поля из полыни. Про русский кинематограф оптом. Про те самые берёзы и поля, без которых нам всем труба. Хоть тут, хоть там. 

5. «Бог существует, и её зовут Петруния» (Македония, Бельгия, Франция, Хорватия, Словения), 18+

Петрунии за тридцать. Она чуть полновата, замкнута, безработна. Однажды по пути домой с неудачного собеседования, куда её отправила мама, она нырнула в прорубь за крестом (по традиции в Македонии ежегодно проходят подобные соревнования, в которых участвуют только мужчины). Да и победила. Верующие в шоке, общественность взбудоражена, мужчины лютуют. А дальше – погоня, журналисты, полицейский участок. Критика устаревших взглядов, сатира, разговоры о гендере. В основе хитового фильма (режиссёр – Теона Стругар-Митевска), прокатившегося по разным фестивалям, лежит реальная история, случившаяся на Балканах несколько лет назад. Кстати, а что, если Бог и правда женщина? 

6. «Мальчик русский» (Россия), 12+

«Мальчик русский» Александра Золотухина – кино невероятной визуальной силы. Нарочито поэтичное, в чём-то нелепое, по-юношески угловатое. Этот «Мальчик» обрушивается лавиной, водопадом, градом, дождём. Хрупким, хлёстким, сильным. Не то уничтожающим, не то живительным.  И пахучим. Здесь, на поле боя Первой мировой, пахнет кашей, деревом, землёй, железом, сыростью, листвой. Это война без крови и оторванных рук, слепая вера в светлое будущее, выцветшая фотография деревенского ангела, который никогда не станет старше. Потому что искренне был готов отдать свою жизнь за Родину, за землю, «за себя и за того парня». И за того. И за того. И за вот этого тоже.

7. «Кролик Джоджо» (США, Чехия, Новая Зеландия), 16+

У десятилетнего мальчика Йоханнеса (Роман Гриффин Дэвис), живущего в нацистской Германии, есть воображаемый друг. Его зовут Адольф. Йоханнес занимается в лагере организации Юнгфольк, где в один прекрасный день его старшие товарищи устраивают мальчику проверку на прочность: он должен убить кролика Джоджо. Мальчик этого не делает – получает порцию издевательств. А позже и вовсе всё летит в тартарары: он подрывается на ручной гранате, находит у себя дома еврейскую девочку Эльзу (Томасин МакКензи), видит маму, распространяющую какие-то листовки. Да еще и Гитлер застрелился. Наверное, это один из самых важных, смелых и сильных фильмов последнего года. Режиссёр – Тайка Вайтити. 

8.  «Дылда» (Россия), 16+

«Слова ведь многое разжевывают, как будто ты ставишь себя выше зрителя, говоришь, что здесь вот так, а не иначе. Зритель должен сам приходить к чему-то, ты должен доверять ему. Хотя, наверное, именно потому я и читаю отзывы, что непонятна мотивация героев. Для меня, например, все понятно. Просто если кто-то её не видит, это ещё не значит, что её там нет. Исходя из личного опыта, мы можем смотреть на одну и ту же ситуацию по-разному, если нам её не разжевывают. Мне кажется, в этом и заключается прелесть кино», – рассказал в интервью журналу «Сеанс» режиссёр Кантемир Балагов, стремительно взлетевший на орбиту мирового кинематографа. Дылда хрипит. Дылда задыхается. Дылда цепенеет. Дылда вернулась с войны. У Дылды есть «мужичок». Дылда живёт в зелёно-красном мире. Дылда хочет жить. Дылда помнит.  Дылда ждёт. Дылде не кажется порою, что солдаты. Дылда ищет. Дылда плачет. Дылда замерзает. Дылда просит. Дылда должна родить. Дылда целует. Дылда становится старше. Дылда стонет. Дылда варит кашу. Балагов отправляет Дылду выживать вне окопов, стрельбищ и танков. Дылду зовут Ия. У Ии женское лицо.

9. «Прекрасная эпоха» (Франция), 18+

В фильме «После жизни» Хирокадзу Корээды людям, ушедшим на тот свет, предлагали выбрать одно воспоминание, куда они будут помещены на всю оставшуюся смерть. Если не определятся за несколько дней – плохо. В «Прекрасной эпохе» Николя Бедоса ситуация схожая, но для этого не надо умирать: ловкие ребята за большие деньги полностью воссоздадут любой день/эпизод из твоей жизни (или не из твоей), который ты можешь снова прожить (или прожить впервые). Работают качественно: до реплик, подробностей, нюансов. Торгуют ностальгией без смс и переплат. Вот только возвращаться в реальность потом очень проблематично. 

10. «Клаус» (Испания, Великобритания), 6+

Без лишних слов – один из главных кандидатов на звание новой рождественской классики. Трогательная работа Серджо Паблоса, нарисовавшего десятки лент, – ностальгия по лучшим диснеевским работам, островок тепла, искренности и надежды на мир во всём мире. Джаспер – самовлюблённый парень, прожигающий свою жизнь за счёт денег отца, у которого почтовый бизнес. Он не поддаётся на уговоры, не хочет работать, не имеет никаких целей. Тогда папа идёт на крайние меры – отправляет своего отпрыска в полярный посёлок, откуда сын должен отправить 6000 писем. Жителям же этого холодного края всё равно на почту: много лет они ведут междоусобные войны. А где-то рядом, в хижине, живёт старик Клаус, который делает деревянные игрушки. И готов ими поделиться. Ведь в жизни всегда есть место новогоднему чуду. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: