Если вам удобнее слушать, а не читать, мы записали аудио-версию материала

Google Podcasts | Castbox | Apple Podcasts | Яндекс |


Следующей вехой в развитии мирового кинематографа стало откровение Фридриха Вильгельма Мурнау. В 1921 году он начал снимать первый в своем роде хоррор «Носферату. Симфония ужаса». Немой фильм ужасов вышел на экраны в 1922 году. Первоначальная задумка Мурнау заключалась в том, чтобы экранизировать «Дракулу» Брэма Стокера, однако у режиссера возникли проблемы с авторскими правами, поэтому имена героев и место действия фильма были изменены.

Тем не менее, на экранах появился фильм, прорубивший окно в мир ужаса и страхов. Зритель впервые узнал, что вампиры боятся солнечного света. Да-да, именно Фридрих Вильгельм Мурнау показал в своей «Симфонии», как именно свет действует на потусторонние силы, именно с графа Орлока – главного действующего героя ленты – впоследствии будут списаны остальные экранные «дракулы», именно в этом фильме впервые будет показано, как вампиры пьют кровь своих жертв, превращая их в себе подобных существ.

Современники (да и потомки тоже) называли Мурнау истинным гением. Он как будто сливался со своими фильмами, становился их неотъемлемой частью, жил вместе с героями, искал для них подходящие локации для съемок.  

В отличие от большинства фильмов той эпохи, «Носферату» снимался не в павильонах. Благо богатство немецкой природы позволяло находить такие места, в которых чувствовался определенный дух, атмосфера. Вот балтийский ветер колышет траву в дюнах, а вот на фоне весеннего вечернего неба деревья сплетают свои ветви в причудливый рисунок. В случае с «Носферату» окружающая природа имеет огромное значение, ей отведена отдельная роль. Например, бушующие волны предупреждают мир о скором явлении вампира.

Другой особенностью киноязыка Мурнау является то, что каждый кадр выполняет определённую функцию в раскрытии сюжета. Режиссер очень внимателен к деталям. Например, от сцены в вечернем порту веет чем-то зловещим. Зритель это чувствует, потому что видит на экране нечто, похожее на гробы, подле которых бегают крысы.

Даже здания, которые снимались для «Носферату» — это настоящие типичные для Северной Германии дома из обожжённого кирпича с остроконечной крышей. Мурнау удивительным образом сумел приспособить их к необычному сюжету.

Кроме того, режиссер был настоящим психологом. Он понимал, какое воздействие на зрителя могут произвести неожиданно смонтированные кадры. Сцена, когда в глубине комнаты вдруг появляется вампир, а затем камера переходит на бегущего к постели молодого человека, потом снова переключается на выросшего во весь рост вампира, произвела на зрителей неизгладимое впечатление.

«Носферату» наглядно продемонстрировал другим режиссерам, как делать действительно страшное кино. Эта лента навсегда останется в ДНК всех последующих хорроров.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: