Советский Союз оставил после себя много спорных фильмов, патриотических, пропагандистских, интересных только тем, кто Союз застал. Но были в этой темной истории цензуры, запретов и линий партии светлые пятна, которые навсегда вошли в историю мирового кинематогрофа. Кинообозреватель «Вашего Досуга» Денис Кудряшов рассказывает о 10 советских фильмах, которые стали жемчужинами мирового артхауса.

«Броненосец "Потемкин"», Сергей Эйзенштейн, 1925

Легендарный фильм, который всегда попадает в списки «лучших фильмов всех времен и народов» и разбирается в любой киношколе. «Броненосец» – это фильм-агитка, призванная воодушевить нового советского гражданина. Фильм находится на грани между художественным и документальным, все герои как будто взяты из реальности и доведены до крайности характера. Есть два интересных факта про фильм: музыку к нему написал 19-летний Дмитрий Шостакович, а самому Эйзенштейну было на момент съемки 25 лет. 

«Человек с киноаппаратом», Дзига Вертов, 1929

Дзига Вертов, как и Сергей Эйзенштейн, снимал агитационные фильмы, призванные создать нового человека. В основе его метода рассуждение о том, что камера лучше человеческого глаза фиксирует мир. Именно через камеру можно получить наиболее полную картину миру, чтобы затем пересобрать из нее такой мир, который нужен автору и зрителю. Если Эйзенштейн больше размышлял о содержании фильма и его повествовании, то Дзига Вертов – экспериментатор с формой, исследователь возможностей кино. 

«Мне двадцать лет», Марлен Хуциев, 1965

Солдат Сергей (Валентин Попов) заканчивает свою военную службу и возвращается домой, и обнаруживает, что мир, который он знал, изменился. Сергей видим, что бывшие друзья заняты теперь семейными и рабочими обязанностями. В декадентстве, он дрейфует по Москве, отчужденный от жизни и преследуемый мыслями о покойном отце. Герой ищет спасения в любви и хватается за сумасшедшую девушку, но его продолжают терзать мысли о собственной потерянности и неустроенности. 

«Андрей Рублев», Андрей Тарковский, 1966

Фильм рассказывает о жизни легендарного иконописца Андрея Рублева (Анатолий Солоницын). Путешествуя с места на место в бурную эпоху, миролюбивый монах в конечном итоге достигает славы в своем искусстве. Но после того, как Рублев становится свидетелем жестокой битвы и непреднамеренно вмешивается, он принимает обет молчания. В попытках облегчить свою душу, он снова возвращается к искусству. 

«Листопад», Отар Иоселиани, 1966

Двое друзей, Нико и Отар, работают на заводе после окончания института. Отар ко всему относится легко и быстро сходится с людьми, Нико – неуверенный в себе, зато прямой и честный. На заводе Нико придется отстаивать свои взгляды, чтобы заслужить любовь девушки и сохранить рабочие отношения с руководством. Фильм о разочаровании и утрате иллюзий интересен и своей формой: у него есть документальный эпиграф, посвященный виноделию, а игровая часть делится на главы, пронумерованные по дням недели.

«Цвет Граната», Сергей Параджанов, 1968

Этот авангардный фильм режиссера Сергея Параджанова рассказывает о жизни почитаемого армянского поэта и музыканта XVIII века Саят-Новы (Вилен Галустян). Отражая события в жизни артиста с детства и до самой смерти, фильм рассказывает в том числе и о его отношениях с женщинами, с его музой (Софико Чиаурели). Фильм рассказывает драматическую историю Саят-Новы, используя как его стихи, так и в значительной степени все еще операторскую работу, создавая кадры, неотличимые от икон.

«Проверки на дорогах», Алексей Герман, 1971

Зима 1942 года, северо-запад России оккупирован нацистами. В одной из тамошних областей действует партизанский отряд лейтенанта Ивана Локоткова, бывшего сельского милиционера. В отряде заканчивается еда, а вокруг только сожжённые деревни.Иван принимает решение захватить нацистский эшелон с продовольствием на охраняемой станции. Провести операцию берется офицер Лазарев, который сдался в плен немцам, но теперь раскаивается и хочет искупить свой поступок.

«Неоконченная пьеса для механического пианино», Никита Михалков, 1977

В начале ХХ века в России вдова генерала по имени Анна (Антонина Шуранова) проводит выходные в своем загородном доме, собирая друзей и семью. В процессе отдыха и обсуждений социальных вопросов, романтические отношения расцветают. Михаил (Александр Калягин), женатый школьный учитель, замечает бывшую возлюбленную Софию (Елена Соловей) среди гостей, и они сразу же влюбляются друг в друга. Теперь влюбленные должны выбирать между своей нынешней семейной жизнью и вспыхнувшей страстью.

«Иди и смотри», Элем Климов, 1985

Вторжение немецкой армии в белорусскую деревню заставляет молодого Флеру (Алексей Кравченко) бежать в лес, чтобы присоединиться к измотанным партизанам, вопреки желанию его семьи. У партизан он встречает девушку Глашу (Ольга Миронова), вместе с которой они вскоре вынуждены бежать в родную деревню Флеры. Вернувшись домой, Флера видит, что вся семья, и вся деревня погибли. Он продолжает выживать посреди жестокой войны, и его жизнь становится жуткой битвой между отчаянием и надеждой.

«Асса», Сергей Соловьев, 1987

Юная девушка Алика (Татьяна Друбич) хочет яркой и безбедной жизни и связывает свою судьбу с важным бандитом (Станислав Говорухин). Есть и другая жизнь — свободная, полетная, наполненная ветром и музыкой, жизнь мальчика Бананана (Сергей Бугаев). Алика увлекается свободной жизнью Бананана, и два мира, бандитский и юношеский, трагически сталкиваются. Легендарный финал фильма – Виктор Цой играет самого себя и вместе с группой «Кино» исполняет песню «Хочу перемен!», ставшую одним из гимнов перестройки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: