Если вам удобнее слушать, а не читать, мы записали подкаст об истории кино
Google Podcasts | Castbox | Apple Podcasts | Яндекс | Youtube |
Хотите получить билет на путешествие по одному из самых влиятельных видов искусства, которое существовало когда-либо? Кино – это универсальный язык, который говорит о наших страхах и надеждах, помогает понять мир вокруг и людей в нем. Кино занимает важное место в нашей культуре – оно находится на пересечении изобразительного искусства, производства, технологии и политики. Его реальность неизбежна также, как существование трейлеров, которые спойлерят нам весь фильм. Конечно же, речь идет о «Бэтмене против Супермена». И «против чудо-женщины», разумеется, это ведь есть в трейлере. Но, прежде чем говорить о современных фильмах, нам нужно пройти весь путь кино с самого начала. Этот путь расскажет нам, что появление современных киноразвлечений – это случайность, рожденная в эксперименте. Мы обязаны художникам и экспериментаторам, которые пробовали запечатлеть реальность новыми технологиями, пытаясь увидеть мир по-другому. Итак, свет, камера, мотор!
Термин «пленка» был впервые использовал для описания особой технологии: тонкой, гибкой, светочувствительной пластины, которая проявляла изображение после воздействия света. Кинолента – это последовательность таких изображений, сделанных на пленке. Слово «кино» пришло к нам из французского языка, но имеет греческие корни. «Кинема» значит «движение», а «графо» – «пишу», то есть кинематограф или кино – это записанное движение. Слово «фильм» пришло из английского языка и, хотя сейчас мы называем так результат кинопроизводства, сперва оно обозначало кинопленку. Со временем, оригинальную пленочную технологию заменили аналоговые и цифровые аппараты: VHS(ВЭ-ХА-ЭС), а впоследствии цифровое видео, которое сейчас вы можете записать на свой телефон.
В самом начале нашей истории, до того, как существовали современные технологии, фильм был последовательностью неподвижных изображений, которую быстро показывали, чтобы создать иллюзию движения. Из этого волшебного фокуса родилась форма искусства, в которой сочетаются литература, театр, фотография и музыка.
Итак, каким образом работает магия кино? Все дело в свойствах человеческого восприятия. Фокусы, которые проделывают глаза с мозгом и мозг со зрением.
Британский ученый девятнадцатого века Питер Марк Роже первым описал один из этих фокусов, который называется «персистенция» или «инерция зрения». Этот феномен не дает глазу увидеть черные промежутки между кадрами проецируемой пленки. Кадр – многозначное слово в истории кино и в данном случае это одно из неподвижных изображений, которые составляют фильм. Оказывается, если перед глазами вспыхивает рамка, наш мозг сохраняет это изображение в течение примерно одной пятой секунды после его исчезновения. Если в течение одной пятой секунды появится другой кадр, мозг не заметит черное пространство, разделяющее их. Мы просто будем воспринимать следующее изображение. Поэтому, когда кадр мигает с частотой двадцать четыре кадра в секунду, мозг не интерпретирует это как двадцать четыре изображения, разделенных вспышками черного цвета. Вместо этого мы видим стабильное изображение. Эффект инерции зрения сочетается с еще одной особенностью восприятия, называемой «Фи-феномен». Он был описан в 1912 году чешско-немецким психологом Максом Вертгеймером.
Фи-феномен – это оптическая иллюзия, которая позволяет нам видеть серию быстро сменяющихся изображений как непрерывное движение. Это похоже на детские книжки, в которых нужно быстро перелистывать страницы. Пролистните страницы и вуаля – у вас есть иллюзия движения. Кино! Или почти кино. Как минимум движущаяся картинка. Запомним это, сегодня мы к этому еще вернемся.
С тех пор, как у людей появился язык, они стремились рассказывать на нем истории, и дополняли их картинками, и даже анимировали их. Можно предположить, что история кино начинается давным-давно, в пещерах подобным Шове во Франции или Эль-Кастильо в Испании. Там на стенах нарисованы животные, деревья и человеческие изображения. Этим рисункам 32 тысячи лет. Антропологи предполагают, что люди могли использовать колышущееся пламя факела, чтобы создать иллюзию движения.
Если вернуться на 5000 лет назад, то можно увидеть, что тогда люди придумали более хитроумные способы для оживления изображений. Среди таких способов, есть знакомые нам калейдоскопы. Это цилиндры, с нарисованными внутри изображениями и небольшими отверстиями для света по краям. Если вращать цилиндр и смотреть сквозь отверстия, то благодаря фи-феномену, кажется, что изображения двигаются. На протяжении столетий у различных вариаций этого прибора было множество названий: стробоскоп, стереоскоп и другие.
Спустя много-много лет, незадолго до появления кино, появилась фотография. Здесь важно отметить, что никто никогда не думал специально придумывать кино. Не было гениального ума, который разработал план и воплотил его в одиночку, чтобы произвести революцию искусства на Земле. Конечно, если бы кто-то из вас вернулся в прошлое – он наверняка бы стал таким человеком, но тогда такого не нашлось. Поэтому кино появилось в результате удачных совпадений в технологическом прогрессе и экспериментов любознательных людей.
Фотография появилась в начале XIXвека, во время великих научных открытий и революций в искусстве. В свободное время люди по всему миру экспериментировали с технологиями и наблюдали за тем, что у них получается, как результат можно совместить, улучшить или преобразовать.
До изобретения фотографии люди фиксировали изображения окружающего мира с помощью камеры-обскура. С латинского языка «обскура» значит темная, то есть камера-обскура – это темная камера. По сути, это коробка или палатка или комната, с линзой и маленьким отверстием на одной из сторон и отражающей поверхности на другом. Свет проходит через отверстие и отображает перевернутое изображение на противоположной поверхности. До фотографии камера-обскура была в основном игрушкой или инструментом, который помогал художникам создавать картины. В начале XIXвека люди начали эксперименты со светочувствительными химическими веществами, чтобы выяснить их свойства попутно стараясь не пролить на себя кислоту.
В 1820-х годах французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс сделал первую дошедшую до нас фотографию при помощи камеры, назвав ее «Вид из окна в Ле-Гра». Ньепс использовал камеру-обскуру для проецирования изображения на оловянную пластину, покрытую светочувствительным веществом. Области, на которые действовал самый яркий свет затвердевали, а области, на которые попадал более слабый, можно было смыть. Так сохранялось грубое изображение оригинального снимка. Ученые предполагают, что Ньепсу потребовалась несколько дней держать пластину на свету, чтобы изображение проявилось. Мы пока далеки от кино, но подбираемся все ближе.
Луи Дагер, француз и друг Ньепса, смог экспериментально сократить время экспозиции до нескольких минут. Его технология дагеротипии стала первым коммерчески доступной массовой фотографии. Это случилось в 1839 году – этот год обычно считается годом рождения фотографии. Однако у дагерротипа все еще было несколько недостатков: фотографии были хрупкими, их производство было сложным, а химические вещества крайне токсичными.
Тогда пришел Джордж Истмен, американский предприниматель и основатель Eastman Kodak, который изобрел фотографию на бумаге, а не на металлических или стеклянных пластинах. Его способ требовал меньшего количества химикатов, поэтому многие фотолюбители того времени обязаны ему своим здоровьем. Тогда фотография появилась в более понятном нам виде. Но каким образом использовать фотографии, чтобы остановить время и лучше рассмотреть процесс движения?
В 1872 году Лиленд Стенфорд, бывший губернатор Калифорнии и поклонник скачек, заключил пари, что лошадь при полном галопе в один из моментов движения поднимает все четыре копыта. Доказательство победы Стенфорд поручил фотографу и изобретателю по имени Эдвард Мейбридж. Мейбридж установил 12 камер вдоль ипподрома, чтобы заснять неподвижное изображение лошади в движении. Его серия из 12 фотографий лошади оказалась удивительным экспериментом. Быстрое движение лошади распалось на неподвижные фрагменты. Губернатор Стенфорд выиграл пари, среди 12 фотографий было несколько, на которых лошадь вообще не касалась земли. Эксперимент Мейбриджа подтолкнул исследователей движения, и фотографы вместе с изобретателями по всему миру начали использовать новую технологию для расщепления движения на отдельные изображения. Это был огромный шаг в сторону кино.
Одним из фотографов-экспериментаторов был француз Этьен-Жюль Маре, физиолог по образованию, который при помощи фотографии изучал птиц в полете и спортсменов в движении. Вместо 12 камер Мейбриджа, Маре изобрел то, что он назвал «фотографическим ружьем». Вместо листов фотобумаги, изобретение использовало рулоны, позволяющие сделать серию из 12 снимков в секунду. Важно отметить, что хотя мы уже очень близки, все-таки это были лишь серии фотографий. Экспериментаторы пытались изучать движение, используя такие изобретения как зоопраксископ Мейбриджа, однако снимать фильмы пока никто не попытался.
Все предыдущие изобретения соединил в себе Томас Эдисон и ученый, который работал на него – Уильям Диксон. Диксон изобрел кинетограф – первую в миру кинокамеру. Именно Диксон проложил дорогу для первых кинематографистов, которые экспериментировали с технологиями кино и пытались с их помощью рассказывать истории.
В начале выпуска мы сказали, что кино – это иллюзия. Иллюзия, тщательно созданная людьми, которые хотят показать определенную точку зрения. Благодаря выбору ракурса съемки и размеру кадра, типа объектива и освещения, кинематографисты могут повлиять на то, как мы, зрители, воспринимаем реальность. В настоящем мире кино не было изобретено, его случайно открыли. Череда удачных совпадений в конечном счете привела нас к Эйзенштейну и Тарковскому, к экспериментальным работам Дзиги Вертова, не говоря уже о Мстителях. Существует огромный мир кино, который можно для себя открыть, и он способен много рассказать вам о самих себе.
Сегодня мы говорили о том, что фильм – это волшебство, которое возможно благодаря нашему мозгу и глазам. Мы узнали о предыстории кино, когда люди использовали последовательности изображений, чтобы делиться историями. Обсудили фотографию как гигантский технологический прорыв, потому что химические вещества и свет способны мгновенно запечатлеть быстро меняющуюся реальность. В следующий раз мы поговорим о самых первых кинокамерах и о начале кино, каким мы знаем его сейчас.