Если вам удобнее слушать, а не читать, мы записали подкаст об истории кино
Google Podcasts | Castbox | Apple Podcasts | Яндекс | Youtube |
Из прошлой лекции нашего курса у многих могло сложится ложное впечатление, что современное кино возникло благодаря Томасу Эдисону и Уильяму Диксону. Верно, что Эдисон и Диксон разработали первые коммерчески успешные кинотехнологии: прототип камеры кинетограф и прототип кинотеатра — кинетоскоп, который был рассчитан на одного зрителя. Как это часто бывает с Эдисоном, многие из заслуг, которые ему присваивают, одновременно принадлежат многим людям. Разумеется, не нам с вами, но тем не менее.
Пока Эдисон и Диксон снимали первые фильмы в Нью-Джерси, другие изобретатели со всего света испытывали технологию кино. Во Франции, в Лионе, братья Люмьер увидели кинетограф и кинетоскоп, и поняли, что в кино можно добиться большего. И у них получилось! За два года они изобрели легкое универсальное устройство для создания фильмов, которые одновременно и снимало фильмы, и показывало их.
Братья нашли способ, который использовал механизм камеры для воспроизведения отснятой пленки, пропуская яркий свет через проявленные кадры. Теперь появилась возможность проецировать фильмы на всю стену или на экран, а кинематограф стал для зрителей коллективным опытом.
По случайному совпадению или судьбе, фамилия братьев Люмьер переводится с французского как «свет». Огюст и Луи Люмьер родились в 1860-х годах на востоке Франции. В 1870 году их отец перевез семью в Лион и открыл фабрику по производству фотопластин. Семейный бизнес находился на грани банкротства пока братья не начали им управлять
Они разработали машины для автоматизации завода и изобрели новую, улучшенную версию фотопластинки. К тому времени, когда братья Люмьер начали экспериментировать с кино, у них был огромный опыт в бизнесе, инженерии, производстве и фотографии. Они были воодушевлены устройствами Эдисона, но быстро разглядели их недостатки: камеру было трудно перемещать, а показ фильма был возможен только для одного человека за сеанс.
Поэтому они сделали шаг назад и усовершенствовали камеру. У кинетографа Диксона был зубчатый механизм остановки и пуска. Он необходим для остановки каждого кадра на достаточное время, чтобы нужное количество света успело попасть на пленку, а затем механизм вращается и переходит к следующему кадру. Диксон изобрел свою схему на основе карманных часов, а братья Люмьер усовершенствовали камеру вдохновившись швейными машинами.
Они были не единственными инженерами, которые интересовались кинотехникой. Изобретатели работали независимо друг от друга по всей Европе и в США, собирая по частям то, что впоследствии станет кинематографом. В 1897 году немецкий инженер-оптик Оскар Местер усовершенствовал зубчатый механизм камеры, назвав свой вариант «мальтийским крестом» в честь медали похожей формы.
Его также называют «женевским приводом», потому что технология была изобретена в Женеве для использования в механических часах. Устройство Местера выдержало испытание временем: люди до сих пор используют его технологию в большинстве пленочных проекторов.
Новация братьев Люмьер заключалась в компактной переносной камере-коробке. Она была достаточно легкой, чтобы ее мог переносить один человек. Камера управлялась ручным рычагом, поэтому не зависела от электричества. Она использовала все ту же 35-миллиметровую пленку, которая была у кинетографа Эдисона. На этом ее достоинства не ограничиваются. После того, как фильм отснят, камеру братьев Люмьер можно преобразовать в проектор, а готовые фильмы можно копировать при помощи все той же камеры. Сразу три функции в одном устройстве.
Изобретение братьев Люмьер позволяет проигрывать отснятую пленку через зубчатый механизм и, если направить свет сквозь пленку, то изображение проецируется на стену или экран. Камеру Люмьер можно взять с собой, отснять фильм, а затем проецировать на стену в любое время, в любом месте, так, как вам захочется. Если вы много сидите в Тик-Токе, то можете проецировать фильм вертикально.
По сравнению с кинетографом и кинетоскопом это был прорыв, сопоставимый с переходом от старых кнопочных телефонов к смартфонам. Братья Люмьер назвали свое устройство «кинематорафом», что означает с французского «записанное движение». Как и Эдисон, братья Люмьер были опытными бизнесменами и получили международные патенты на свои технологии.
Превзойдя успех Эдисона, они увидели огромный потенциал в публичных показах фильмов для большой аудитории. Перед тем, как представить кинематограф публике, они провели серию небольших частных вечеринок, на которых демонстрировали фильмы для высокопоставленных людей, будоража любопытство и интерес. 28 декабря 1895 году в Париже, в Индийском салоне Гран-кафе, Огюст и Луи Люмьер показали серию из десяти короткометражных фильмов и навсегда изменили мир.
Нужно отметить, что технически это не был первый публичный показ фильма. Насколько известно, эта заслуга числится за Вудвилом Латамом, американском химике и владельце кинетоскопа. Он сделал фильм о боксерском поединке и показал его в Нью-Йорке в мае 1895 года. Однако братья Люмьер разыгрывали интригу своего изобретения до самого конца, сделав отличную рекламу. К тому же превосходное качество изображения и большое количество представленных фильмов тоже внесли свой вклад, сделав показ братьев Люмьер поворотной точкой.
В конце концов, это кинобизнес, а в нем шумиха вокруг события всегда побеждает. Таким образом Огюст и Луи Люмьер победили в истории. Среди фильмов, которые братья показали в тот вечер был «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Как вы догадались, в фильме поезд прибывает на станцию – название немного спойлерит сюжет.
Фильм снят одним кадром, поезд постепенно приближается к камере, останавливается, и пассажиры высаживаются на перрон. Легенда гласит, что когда первые зрители увидели этот фильм, то спроецированный на всю стену, он был настолько новым и реалистичным, что люди с криками выбегали из кинозала, опасаясь за свою жизнь.
Историки скептически смотрят на такую версию событий. Во-первых, просмотр изображений, спроецированных на стены, не был чем-то новым для большинства парижан. Проекционные устройства использовались для образования и развлечений с XVII века. В основе устройств были источник света и линза для проецирования на стены изображений или картин, нанесенных на стеклянные пластины.
Не говоря уже о том, что большинство зрителей скорее всего знали о кинетоскопических фильмах. Так что скорее всего никто и не думал, что поезд собирается проехать через стену и задавить всех. Возможно люди взвизгнули от восторга из-за размера и качества проецируемых изображений, а также из-за волшебства, которое оживило изображения.
Помните, что фильм дарит нам иллюзию реальности. Как любой хороший трюк фокусника или оптический обман, часть острых ощущений происходит от того, что вы знаете о нереальности происходящего, но не знаете, как работает фокус. История кричащей аудитории в Гран-кафе также показывает, что мощное кино создает коллективный опыт.
Несмотря на то, что техническое мастерство братьев Люмьер было прорывным, создание коллективного опыта в кино – возможно главный вклад Огюста и Луи Люмьер в историю кино. Когда вы являетесь частью публики, смотрящей фильм, у вас рождается уникальное, личное впечатление, но вместе с этим вы получает социальный опыт. Даже если общество — это группа подростков, которые пришли на новый фильм «Марвел» и не могут посидеть молча и минуту, пока вы пытаетесь смотреть кино.
Вспомните последнюю смешную до слез комедию, которую вы смотрели в кинотеатре, а затем попытались снова посмотреть дома. Получился совсем разный опыт, верно? Кино — это уникальная художественная среда, которая меняется в зависимости от того, когда, где и с кем вы смотрите фильм.
Фильмы братьев Люмьер имеют между собой много общего. Это немые, черно-белые, снятые одним кадром фильмы, которые длятся меньше минуты. Очень похожи на фильмы из «Черной Марии» Эдисона. Однако, вместо того, чтобы снимать эстрадных актеров и пародии, фильмы братьев Люмьер — это мини-документальные фильмы. Они фиксировали кусочки повседневной жизни: двое младенцев дерутся за обедом, рабочие покидают фабрику после смены и прибытие поезда на вокзал.
Фильмы братьев были финансово обречены на успех. Первый показ братьев принес им 35 франков, по 1 франку за человека. В течение месяца они заработали 28 тысяч франков, то есть 28 тысяч человек посмотрели фильмы.
Тем временем другие изобретали делали свои версии кинематографа. Эти устройства имели такие отличные названия, как «биоскоп» и «театрограф». Некоторые были непосредственно вдохновлены братьями Люмьер, в то время как другие были созданы независимо от братьев. Томас Эдисон увидел финансовый успех братьев Люмьер и хотел подключится к бизнесу – отказаться от кинетоскопа, чтобы заниматься публичными кинопоказами.
Эдисон и другие изобретатели начали экспериментировать с более долгими фильмами. Но была одна проблема: длинные ленты пленки разрывались внутри проектора. Тогда на помощь пришел Вудвил Латам, тот самый, который действительно провел первый публичный кинопоказ.
У него был патент на «петлю Латама» — новый способ подачи пленки в проектор, который добавлял пару маленьких петель для пленки, одну над линзой проектора, а вторую — под ней. Эти петли удерживались дополнительными зубчатыми шестеренками. В итоге, это позволяло защитить пленку от вибраций и напряжения, которые приводили к разрывам. В 1895 году другая пара пионеров кино, Френсис Дженкинс и Томас Армат использовали петлю Латама в прокторе собственного изобретения, который они назвали «витаскопом». Эдисон увидел устройством, тут же купил его и выпустил как «Витаскоп Эдисона», почти не отдав должное изобретателям.
На протяжении первых годов киноэкспериментов большинство людей думали о фильмах, как о фокусах, которые просуществуют несколько лет, а затем исчезнут, как мода на столоверчение. Даже братья Люмьер вышли из кинобизнеса в 1905 году, потому что не видели будущего для кино.
Однако даже 50-секундные актерские скетчи и бытовые сцены из жизни полюбились зрителям надолго. А кино продолжало развиваться в нечто большее — в способ массовой коммуникации, который пока только становился незаменимым.
В эпоху становления кино, кинематографисты отправлялись в легендарные места, снимая фильмы о бассейне Амазонки, египетских пирамидах и руинах Древнего Рима. Первые зрители могли зайти в кинозал и увидеть альпинистов, покоряющих Гималаи — и это безо всяких наркотиков!
Фильмы такого типа сближали мир, демонстрируя людям достопримечательности, которые они никогда не видели в реальной жизни. Можно сравнить историю кино с первыми днями существования YouTube. Все началось со смешных видео с животными в пополам с домашними видео. Однако даже такое поверхностное использование кино позволило нам создать много странных, удивительных и важных изобретений и фильмов, которые изменили наш взгляд на самих себя и на окружающий мир.
Сегодня мы узнали о братьях Люмьер и их кинематографе — камере и проекторе в одном устройстве. Также разобрались с первыми публичными кинопоказами и с тем, как зародился коллективный кинематографический опыт. Мы обсудили мини-документальные фильмы – съемку повседневной жизни и то, как кинематографисты выходили за жанровые рамки, снимая по всему миру и делая фильмы длиннее. Наша следующая история о самых первых фильмах, рассказывающих истории, с использованием монтажа и спецэффектов, видоизменяющих реальность и по-новому притягательных.