Здесь мог бы быть большой текст о вреде употребления запрещённых веществ. Но все и так всё знают. Здесь могла бы быть пара историй о знакомых. Но это им не поможет. Здесь могли бы быть: «Реквием по мечте», «Аптечный ковбой», «Вход в пустоту». Но вы и так их видели. Здесь могли бы быть эмоциональные и предостерегающие предложения. Но для этого есть специализированные издания. К сожалению, при любом раскладе почти никто не признаётся в своей беде самостоятельно: «Это просто так», «Мне надо расслабиться», «Выйти можно в любой момент». Но любой момент – русская рулетка. В этом-то вся и беда.
1. «Тоска Вероники Фосс» (Германия, 1982)
Публичные люди – те, кто всегда весел, беспечен, лёгок. Они готовы радовать и влюблять, соблазнять и очаровывать, пленять и увлекать. На сцене, на стадионе, на экране. А в жизни – любовь не поможет, знакомые не ответят, морфий однажды не спасёт. Чёрно-белый шедевр Фассбиндера – хроники распада, погружение в страх, жуткий разговор об одиночестве. На людях, вдвоём, с самим собой. Из которого, кажется, нет никакого выхода.
2. «Кэнди» (Австралия, 2006)
Они думали, что в любой момент смогут «спрыгнуть»: откажутся от героина, начнут зарабатывать, купят дом, родят здоровых детей. Кэнди (Эбби Корниш) – симпатичная художница, которую очень любят родители. Дэн (Хит Леджер) – обаятельный поэт с красивой улыбкой. В прошлом. Сейчас Кэнди работает проституткой, потому что нужны деньги на дозу, Дэн – подрабатывает кем попало, ворует, ходит по знакомым. Фильм Нила Армфилда отрезвляет посильнее любого «Упсарина».
3. «Кикс» (Россия, 1991)
Сорванные гастроли, отменённые записи, непристойные выходки – жизнь и карьера Жанны Плавской (Евдокия Германова), известнейшей певицы, летит в тартарары. Выход – отыскать силы на изменения, лечь в больницу, взять себя в руки. Или найти «умирающей» звезде двойника: и деньги целы, и репутация в порядке. Чуть истеричный вокал, потрясающие актёрские работы, мрачная картинка. Режиссёр – Сергей Ливнев (один из сценаристов «Ассы»).
4. «Я – Кристина» (Германия, 1981)
Если вы любите стерильность – воздержитесь от просмотра, потому что после этого фильма (режиссёр – Ули Эдель) «Реквием по мечте» покажется вам аперитивом. Кристине (Натя Брункхорст) не хватало внимания, Кристина планировала одноночный заплыв по волнам наслаждения, Кристина хотела прыгнуть во взрослую жизнь. Потому что в тусовке так принято, потому что молодость всё прощает, мальчики любят тех, кто свободен и безбашен. Дальше – шприцы, туалеты, «отходняки». Несколько её знакомых умерли. Но Кристина знает точно: это не про неё.
5. «Осло, 31 августа» (Норвегия, 2011)
31 августа – канун, черта, граница. Ты уже вне лета (потому что готовишься к учебному году, темноте, холоду), но ещё и не в осени (потому что пытаешься поймать последние солнечные дни, пение птиц, осколки воспоминаний). Можешь всё изменить, стереть былое, начать новую жизнь. Андерс (Андерс Даниелсен Лье), закончивший курс реабилитации, выходит в «чистую» жизнь. Чтобы снова встретиться со старыми знакомыми, обнаружить внутренние надломы, забыть (или реанимировать) прошлое. «Осло...» Йоакима Триера – тягучая, плавная, очень красивая картина. Для тех, кто никуда не спешит.
6. «Полу-Нельсон» (США, 2006)
Дружба учителя и ученицы – интересно. Проблемная девочка и учитель-кокаинист – ещё интереснее. Он (Райан Гослинг) не общается с семьёй, боится себя, бежит в мир кайфа при любой возможности. Она (Шарика Эппс) пытается самовыразиться, трусит перед взрослыми проблемами, хочет любви и понимания (режиссёр – Райан Флек). Серые будни убаюкивают и уничтожают, случайные встречи ранят и меняют, маленькие люди начинают и выигрывают.
7. «В твоих венах» (Норвегия, Швеция, 2009)
Как часто мы не говорим людям, в которых влюблены, правду о себе: боимся ранить, разочаровать, задеть. Страшимся момента, когда они нас разлюбят, – потому что не соответствуем их идеалам. Ева (Малин Крепин) – героиновая наркоманка, Эрик (Юэль Киннаман) – симпатичный полицейский. В фильме Беаты Горделер нет ни ужастиков, ни криков, ни страшных ломок. Только камерность, поцелуи и тревога.
8. «Леденец» (Россия, 2009)
Очень зловещий и мрачный мультфильм. Вне долгих разговоров. Мама сидит дома, вяжет носки, заботится о своём сыне. Мир сер, прост, обычен. Однажды пацан приходит домой с ярким леденцом. Конфета сияет, манит, горит, сын агрессирует, плачет, страдает. Жизнь начинает играть новыми красками, а ребёнок постепенно теряет конечности. Продолжительность – 7 минут.
9. «Трагедия в стиле рок» (СССР, 1988)
Папа обвинён в хищении, девушка отдана сильнейшему, квартира превращена в притон: за несколько дней жизнь Виктора (Алексей Шкатов) превратилась в настоящий ад. Он связался с теми, у кого своя философия, доверился незнакомцам в минуту депрессии, обменял совесть на сиюминутное удовольствие. Сомнительное «Братство», полуголые девицы, месть, наркотики. Трагичный финал, пиджаки, бритые головы. И невероятная смелость для конца восьмидесятых (режиссёр – Савва Кулиш).
10. «Экстаз» (Франция, Бельгия, 2018)
Гаспар Ноэ – известный любитель работать с пограничными состояниями: сон, явь, влюблённость, лёгкие (и не очень) наркотики. Он ослепляет яркостью и убаюкивает тенями, завораживает простотой и удивляет парадоксальностью, провоцирует голыми телами и укрывает репликами. «Экстаз» – полтора часа признаний, страстных всполохов, танцев под чем-то и вне всего. Про коллективное бессознательное, личное подсознательное, публичное, отличное, приличное. И не очень.