В свои 50 лет Паоло Соррентино является главной звездой современного итальянского кинематографа. После 2015 года и Оскара за «Великую красоту», режиссер получил мировое признание. Поклонники любят Соррентино за аллегорический, визуально-роскошный и сатирический киноязык, называя режиссера современным Феллини. За 19 лет, прошедших с момента дебюта, Соррентино смог разработать точный и бескомпромиссный аудиовизуальный стиль. В его фильмах постоянно присутствует контраст между блеклостью человека и поражающей глаз роскошью. Главные герои – эксцентричные и одинокие мужчины. Они живут в тени собственных побед и переживают сильный экзистенциальный кризис. Эгоцентричные, они плывут по жизни с необычайной грацией, в то время как остальной мир вращается вокруг них. Однако Соррентино не судья своим героям — режиссер сострадает им даже в самых мрачных моментах падения духа. 

8 МЕСТО: «Лоро» (Loro, 2018)

«Лоро» — двухчасовое кино, посвященное загадке Сильвио Берлускони. Первая часть фильма посвящена воображаемому человеку Сергио Морра, который вдохновлен образом Джанпаоло Тарантини — предпринимателя, близкого к известному итальянскому политику. Своим фильмом Соррентино попытался создать огромную фреску, куда поместился бы, не только Берлускони, но и его окружение, с пышными застольями и вереницами девушек. 

Вместо осуждения героя Соррентино исследует слабости и пороки пожилого человека, который боится своего возраста и приближающейся смерти. Персонаж Берлускони появляется не сразу, но даже с его появлением сюжет ощущается чересчур абстрактным. 

Поклонники, которые ждали актуального политического фильма, получили размышление о старческих грехах и слабоумии. Среди достоинств фильма можно выделить яркую игру давнего соратника Соррентино, Тони Сервилло, в двух ролях одновременно: одиозного Сильвио Берлускони и хвастливого богача Эннио Дорис. 

Тем не менее, этот фильм выглядит компромиссом. С одной стороны, он недостаточно дерзкий и сардонический для смелого политического кино. С другой стороны, он недостаточно глубокий для экзистенциального фильма. Определенно, не самый удавшийся фильм Соррентино. 

7 МЕСТО: «Где бы ты ни был» (This Must Be the Place, 2011)

«Где бы ты ни был» — первый англоязычный фильм Соррентино. Сценарий был написан специально под главную звезду — Шона Пенна. Сам фильм — это музыкальный праздник для режиссера, который очарован музыкой ранних 80-х. Облик главного героя, Шайенна, однозначно вдохновлен Робертом Смитом, фронтменом группы The Cure, а название фильма отсылает к одноименной песне группы Talking Heads. Дэвид Бирн, лидер и автор песен Talking Heads, играет важную роль в фильме. Им вдохновляется главный герой, и он же — автор музыки к фильму.  

Шайенн — рок-звезда на пенсии. После самоубийства двух юных поклонников, он погружается в депрессию, замешанную на чувстве вины. Для Шона Пенна — это потрясающая роль, Шайенн шутит с каменным лицом, но в самые спокойные моменты, он трогательный и грустный. Оператор и давний партнер Соррентино, Лука Бигацци дополняет косметическую глэм-рок эстетику через насыщенные, яркие цвета и импрессионистские рассветы и закаты Солнца. 

Тем не менее, «Где бы ты ни был» не так убедителен, как другие фильмы Соррентино. Духовный поиск и преображение Шайенна распадается из хрупкой серии сцен, которые плохо сочетаются друг с другом. Неоднородность структуры и несогласованность сюжета наводят на мысль, что режиссер излишне потакает себе, стремясь воплотить мечту.

Несмотря на недостатки, «Где бы ты ни был» остается привлекательным и любопытным фильмом. Его диссонанс между вдохновением фильмами Вима Вендерса и серьезной историей о Холокосте приковывает внимание. Подобно своему загадочному финалу, фильм ощущается запутанным, но эмоционально ярким и визуально гипнотическим, дополненным отличным саундтреком Дэвида Бирна.  

6 МЕСТО: «Друг семьи» (L'amico di famiglia, 2006)

«Друг семьи» — третий фильм Соррентино, является краеугольным камнем его режиссерского стиля. Любовь к гротескным образам, болезненная одержимость телом, контраст между красотой юности и чудовищного уродства главного героя. И самое важное: повторяющиеся сюрреалистично-сновиденческие фрагменты, которые в своем аллегорическом измерении разрушают естественное развитие повествования. Если первые два фильма отсылают к режиссерскому стилю Антониони, то «Друг семьи» — первый фильм, в котором явно проступает переосмысленный кинематограф Феллини

Влияние Феллини чувствуется не только в сновиденческих визуальных образах. Карнавальность фильма подчеркивает архитектура. Классические и величественные здания противопоставляются хаосу и лицемерию обыденной жизни. 

Главный герой фильма, Джеремия де Джеремей, — формально портной, а на деле — циничный ростовщик, который вместе с другом Джино предлагает свои услуги небогатым семьям, представляясь им другом семьи.

Соррентино дает портрет отвратительного, отталкивающего главного героя, который болезненно привязан к матери. Джеремия одержим сексом и деньгами. Но после встречи с Розальбой, зрительское отношения к главному герою меняется. Девушка оказывается гораздо более жестокой, холодной и манипулятивной чем похотливый ростовщик. Невероятно, но к концу фильма сочувствуешь старому чудовищу, который рискнул поверить, что счастье возможно

5 МЕСТО: «Молодость» (Youth, 2015)

«На этот вопрос, будучи детьми, мои друзья всегда отвечали: "Киска". А я же отвечал: "Запах в домах, где живут старики". Вопрос был: "Что вы действительно любите больше всего в жизни?"». Так говорил Джеп Гамбарделла в «Великой красоте», отражая одно из самых личных чувств режиссера. Соррентино восхищен старостью, в «Молодости» он исследует ее свойства и тонкости. Режиссер размышляет о времени, которое прошло и которое еще впереди, о возможностях, которых никогда больше не будет. О тревоге, что твой путь завершен и о страхе смерти, навязчивых мыслях, которые не выкинуть из головы. Лейтмотивы, которые и раньше встречались у Соррентино, полностью выражены в «Молодости», где мы наблюдаем за разным отношением к старости среди богатых, образованных и успешных людей. 

Мы наблюдаем смирение, проснувшийся восторг, разочарование, цинизм, физическую и душевную слабость. Богатый калейдоскоп эмоций и чувств, окружающих последний этап человеческой жизни, который пройдет большинство из нас. На контрасте с пожилыми людьми в «Молодости» существуют юные персонажи, которые, вопреки всем ожиданиям, очень похожи на стариков. Мучения Джимми Три, сложности с отцом у Лины возвращают нас к тому, что жизненные трудности – вечные спутники человека. Старость – не что иное, как способность принять страдания и сложности жизни, а единственная разница между муками юности и старости — это красота здорового и сильного тела в период молодости. 

Пока пожилые живут рядом с молодыми в атмосфере роскоши швейцарского курорта, Соррентино своими панорамными и дальними планами напоминает нам, что несмотря на конечность нашей жизни, мир продолжит существовать в циничной красоте вечного цикла жизни и смерти. 

4 МЕСТО: «Лишний человек» (L'uomo in più, 2001)

«Лишний человек» — дебют Соррентино в художественном кино. Режиссер с самого начала отвергает концепцию жанра и желание существовать в привычных рамках комедии и драмы. Вместо жанров, Соррентино наполняет фильм кипучей жизненной энергией, исследуя характеры своих героев. Уже в дебюте видно пристрастие режиссера к неудачникам и изгоям, которые борются за жизнь, находясь на обочине общества.

В «Лишнем человеке» появляется мотив двойника. Главные герои: опальный певец Тони Пизапиа в исполнении Тони Сервилло, с которым у Соррентино сложится долгое сотрудничество, и его тезка Антонио Пизапиа — футболист, чья карьера оборвалась после травмы колена. Если от былой славы певца остались только кокаин, высокомерие и редкие концерты, то футболист Антонио отчаянно ищет работу тренера. Увы, его теория лишнего человека (от которой происходит название фильма) никого не интересует. 

Темп повествования в «Лишнем человеке» достаточно медленный и требовательный к усидчивости зрителя. Не дает заскучать черный юмор и комичные ситуации, которые разбросаны по фильму. В «Лишнем человеке» Соррентино еще не собрал свой фирменный визуальный стиль, наполненный сновиденческими и сюрреалистичными образами, которые вмешиваются в повествование и кардинально меняют игру. 

Тем не менее, в фильме появляется идея запечатлеть город, как огромную фреску, на которой изображены жители этого города. Эта идея, со всем масштабом и мощью выраженная в «Великой Красоте», есть уже в дебюте, где Неаполь (родной город Соррентино) 80-х годов — один из ключевых персонажей. Гражданская политическая позиция, упадок добродетели и место искусства в жизни — темы, которые уже появились в дебюте Соррентино, и которыми он будет раскрывать на протяжении всей карьеры.

3 МЕСТО: «Изумительный» (Il divo, 2008)

«Изумительный» — это фильм, который притворяется биографической драмой, а на деле оказываясь жесткой политической сатирой, замешанной на черном юморе и связях бывшего премьер-министра Италии Джулио Андреотти с мафией. 

Завоевав международный успех, «Изумительный» рассматривает политические интриги и махинации Андреотти, которые позволяли ему укрепиться во власти. Вместо глубинных эмоций и экзистенциальных кризисов — привычной для Соррентино тематики, — в этом фильме рассматривается хитрая политическая паутина, скрепленная сатирой. 

Давний единомышленник Соррентино, актер Тони Сервилло, играет одну из своих самых впечатляющих ролей. В роли угрюмого и загадочного премьер-министра Андреотти, он похож на демонического вампира, отсылающего к Дракуле и Носферату. Всегда одетый в черное, со сгорбленными плечами и торчащими ушами, он парит по коридорам и кабинетам, выстраивая свою паутину власти.

«Изумительный» — это тот фильм Соррентино, в котором режиссерский стиль — умная сатира, сюрреалистичные образы, карнавальность и текучее перемещение камеры — ощущается наиболее цельным. В фильме существует единство содержания и выражения. 

Еще один давний партнер Соррентино, оператор Лука Бигацци, привносит в фильм атмосферу мрачной обители, наполненной тайнами. Сочетание точечных источников света, игры теней и темных цветов, прикрывающих интерьеры и архитектуру в фильме, рождает логово чудовища, одержимого властью. 

«Изумительный» — смелый фильм, в котором наиболее остро выражена гражданская позиция Соррентино. Как гражданин Италии, он признает все темные пятна биографии Андреотти, и тщательно реконструирует их. Силой воли Соррентино уничтожает политическую ложь, созданную из тайн и событий, о которых было принято молчать и недоговаривать. «Изумительный» — это самый политический фильм Соррентино, в котором гражданственность сочетается с кинематографическим мастерством. 

2 МЕСТО: «Последствия любви» (Le conseguenze dell'amore, 2004)

«Последствия любви» — история человека, который осознает, что потерял себя, окончательно заблудился. Это история того, кто хочет вернуться к жизни и заново встать на правильный путь. 

Второй фильм Соррентино по-своему переосмысляет фильмы об итальянской мафии. По сравнению с дебютом здесь Соррентино доказывает, что способен работать как интересный жанровый режиссер. Сухая, рутинная драма в стиле Антониони перевоплощается в мафиозный триллер. В отличии от более поздних работ, «Последствия любви» — кино более приземленное и конкретное, в нем еще нет сюрреалистических образов. 

Как и дебютный фильм, «Последствия любви»  фокусируется на характере главного героя, Титта Ди Джироламо в исполнении все того же Тони Сервилло. Дисциплинированный и бесчувственный, Титта оказывается в долгу перед мафией и вынужден жить рутинно, скучно и расчетливо. Это персонаж, у которого вся жизнь пошла под откос. Его прошлое наполнено невыразимыми тайнами. В глубине он жаждет перерождения — и его получает. Не лишенный сочувствия и сострадания, Титта возвращает себе жизнь и достоинство. 

Фильм очень пессимистичный: в нем много ностальгии, чувства потерянного времени, и утраченной любви. Тем не менее, «Последствия любви» — это история, в которой человек пробуждается от рабства и осмеливается следовать самым высоким жизненным идеалам: надежде и альтруизму. Если «Лишний человек» был ярким дебютом, то «Последствия любви» — самый личный фильм Соррентино, который раскрывает душу режиссера. 

1 МЕСТО: «Великая красота» (La grande bellezza, 2013)

В начале был «Рим — открытый город» Росселлини, потом «Сладкая жизнь» Феллини, и спустя полвека — «Великая красота» Соррентино. Фильм-трагикомедия, наполненный тематическими противопоставлениями. Любовь и ее утрата, удовольствие и разочарование, мощь и слабость. На контрастах фильм сохраняет единство в своих аллегориях и интонациях. Главный герой, Джеп Гамбарделла — становится символом страны, ее культуры и озабоченности моралью

Верный соратник Соррентино Тони Сервилло играет светского писателя Джепа Гамбарделлу. Он разочарован и устал от жизни, безнадежно пытается облегчить экзистенциальную скуку. Успешный журналист, он проводит свой досуг, бродя по руинам и улицам Рима, устраивая вечеринки в попытках найти удовлетворение. Гамбарделло прикрывает свое волевое бессилие элегантной речью и цинизмом. 

Как и бесконечные туристы, осматривающие разрушенные стены римской архитектуры и величественные статуи, Гамбарделла — это былая слава Италии. Яркий и мощный потенциал страны, потраченный на гедонизм, тщеславие и унылый традиционализм.

Еще один давний партнер Соррентино, оператор Лука Бигацци, использует стилизованные классические композиции, низкие углы и театральное освещение, чтобы подчеркнуть платоническую красоту древнего города. 

В результате — утонченность мировой культуры, карнавальный юмор и социально-политическая сатира. Эти мотивы и приемы Соррентино так или иначе поднимал и использовал и в «Изумительном», и в «Семейном друге», но теперь они выведены на новый уровень чувственности и декаданса. 

«Великая красота» охватывает и отвечает на все экзистенциальные вопросы, заложенные в предыдущих фильмах Соррентино. Джеп Гамбарделла признает, что существующие жизнь и мир — всего лишь иллюзия, волшебный фокус. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: