Хаяо Миядзаки — один из лучших мастеров анимации, которые только существовали. За 40 лет он написал и поставил множество фильмов, каждый из которых был успешным. Его фильмы любят взрослые и дети по всему миру. Его принцессы круче, чем у Диснея. Его фильмы переосмысляют японскую милитаристскую культуру и мотивы синтоизма, а его понимание человеческой природы и ума глубоко.

У Миядзаки нет откровенно плохих или скучных фильмов. Тем не менее, их можно ранжировать и сравнивать. Ваш список может отличаться от нашего — это не должно удивлять, ведь у каждого фильмы Миядзаки откликаются по-своему. Кинообозреватель «Вашего досуга» Денис Кудряшов составил рейтинг всех 11 фильмов Хаяо Миядзаки, в которых последний выступил как сценаристом, так и режиссером.

11 МЕСТО: «Замок Калиостро» (The Castle of Cagliostro, 1979)

Первый полнометражный фильм Миядзнаки, «Замок Калиостро» является частью японской франшизы «Люпен III». До полнометражного фильма, Миядзаки вместе со своим другом и коллегой Исао Такахатой работал над аниме-телесериалом про Люпена. 

Главный герой, Арсен Люпен III, вор-джентельмен, изобретальный и галантный. Таким его во многом сделал Миядзаки, превратив историю о неприятном человеке в динамичный и веселый боевик, полный энергии и юмора. Машина падает с утеса, ниндзя наводят смуту, «Замок Калиостро» — это японская аниме-версия Джеймса Бонда. В фильмографии режиссера он выглядит скорее как успешное творческое упражнение, которому не хватает идеи, стоящей позади сумасшедших сцен погони. Захватывающий фильм, с которого начался путь гениального аниматора.

10 МЕСТО: «Порко Россо» (Porco Rosso, 1992)

«Порко Россо» — фильм, который считается самой странной работой Миядзаки, и этому есть  объяснение. Тематически фильмы режиссера разделяются на две крупные категории. Первая — это потрясающие красотой детские фильмы, часто основанные на книгах и сказках. Вторая категория — серьезные истории о защите природы, борьбе с безудержным капитализмом и милитаризмом, внутренних озарениях и переосмыслении жизни. При таком разделении «Порко Россо» выпадает из классификации. 

Фильм невероятно веселый, с отличной музыкой, яркими персонажами и захватывающими авиационными сценами. Его нельзя назвать плохим — как было сказано выше, у Миядзаки нет откровенных неудач. Тем не менее, чего фильму не хватает, так это масштаба и объемности, которые есть у других работ Миядзаки.

9 МЕСТО: «Рыбка Поньо на утесе» (Ponyo, 2008)

«Рыбка Поньо» — это фильм Миядзаки, сделанный специально для детей. У режиссера нет конкурентов, которые могли бы лучше рассказывать детям истории и адаптировать сказки. Пока Дисней дает сказкам популярно-романтическую и безопасную оптику, Миядзаки работает со фантастическими и чудаковатыми образами, раскрывая темы семьи, дружбы, сохранения окружающей среды и индвидуальных озарений. 

«Рыбка Поньо» — это идеальных фильм для самых маленьких. Он потрясающе раскрывает как важно сохранять доброту поступков вне зависимости от обстоятельств — идея, которая достойна привития в самом раннем возрасте. 

8 МЕСТО: «Ведьмина служба доставки» (Kiki's Delivery Service, 1989)

Умилительный фильм Миядзаки, повлиявший на мир аниме через героиню юной ведьмы Кики. Аниме «Академия ведьмочек» явно вдохновлено героиней Кики. Вдобавок, у Кики есть потрясающий кот-компаньон Зизи, который превосходит всех компаньонов Диснея — от Абу и Ковра-самолета до Олафа и подсвечника с часами. 

«Ведьмина служба доставки» — отличный фильм, доказывающий лидерство Миядзаки, а не Диснея. Наблюдать за приключениями умной, любознательной девушки Кики намного интересней, чем за любым главным героем Диснея того же периода.  По сравнению с Поньо, фильм целится в более взрослую публику. Увлекательная история, которая порадует подростков по всему миру, вне зависимости от пола и страны проживания. 

7 МЕСТО: «Мой сосед Тоторо» (My Neighbor Totoro, 1988)

«Мой сосед Тоторо» — лучший фильм Миядзаки, сделанный прицельно для детей. Все последующие фильмы рейтинга будут состоять из преимущественно взрослых фильмов, и это не более чем вопрос вкуса. Фильмы скорее созданные для взрослых, с трудными темами и внутренней борьбой персонажей, интересней смотреть. Но это не означает, что Тоторо не оказал никакого влияния. Наоборот, его вклад в анимацию огромен.

В фильме великолепно сделанные персонажи, в особенности сам легендарный кот-кролик Тоторо. Обаятельный Тоторо и легкомысленная и веселая музыка не означают, что в фильме отсутствует масштабная идея. Она есть, и режиссер не занимается поучением своей юной аудитории. Вместо этого он говорит с ними как со взрослыми, зная, что они его поймут. Это важное качество всех детских фильмов Миядзаки, и в Тоторо оно заметно больше всего. 

6 МЕСТО: «Небесный замок Лапута» (Castle in the Sky, 1986)

Богато проработанный анимационный фильм «Небесный замок Лапута» был первым фильмом Миядзаки, сделанным им на студии Гибли, которую он основал вместе со своим коллегой и другом Исао Такахатой. Это мощная и трогательная приключенческая история открытий и озарений. Сюжетно, это сказка с элементами политической разобщенности. В ней есть маленькие люди, которые способны на большие поступки. 

«Небесный замок» — один из самых красивых фильмов режиссера. За все время своего существования студии Гибли удается поддерживать неповторимый стиль анимации. Однако в мире цифрового аниме ничто не может сравниться с магией анимации из 80-х. Фильм — это вершина анимации того времени, неповторимый стиль и потрясающее приключение от начала и до самого конца. 

5 МЕСТО: «Ходячий замок» (Howl's Moving Castle, 2004)

Ходячий замок» — это впечатление абсолютного восторга от начала и до финала. Настроение фильма, его тон и стиль стоят среди лучших работ Миядзаки. «Ходячий замок» — это лучший фильм Миядзаки, который подойдет абсолютно всем: женщинам и мужчинам, от 5 и до 95 лет. Все, кто посмотрят фильм, получат одинаковое количество радости и наслаждения от палитры разнообразных персонажей и их удивительной истории.

Проработка мира, особенного заглавного ходячего замка и самого Хоула, поражает и дает урок всем, кто хочет объединить компьютерную графику с рисованным стилем аниме. Это фильм-триумфатор, который порадует многих. 

4 МЕСТО: «Навсикая из Долины ветров» (Nausicaä of the Valley of the Wind, 1984)

 «Навсикая» выделяется среди прочих фильмов Миядзаки. У фильма более зернистое изображение, чем у других работ аниматора. Цветовая гамма также отличается — преобладают мягкие, пастельные тона, от чего фильм кажется более естественно-природным.

Даже дома персонажей и их одежда подчеркивают единство с природой. Этот вдохновленный синтоизмом мотив единства человека и природы появится с большим масштабом в «Принцессе Мононоке». Разумеется, это не делает Навсикаю менее прекрасным фильмом и отличным произведением искусства. 

3 МЕСТО: «Ветер крепчает» (The Wind Rises, 2013)

«Ветер крепчает» — это последний фильм Миядзаки на сегодняшний день, и он остался относительно незамеченным в момент выхода. К этому моменту режиссер уже несколько раз объявлял о выходе на пенсию, и возвращался, чтобы порадовать еще одним фильмом. «Ветер крепчает» — это уход режиссера от фантастических миров. Вместо этого Миядзаки предлагает рассказ о мрачных страницах японской истории — смелый выбор, который окупил себя.

Главный герой — очаровательный юноша, завороженный своей работой и любовью к авиации. Действие происходит в Японии начала ХХ века, с потрясающими костюмами, красивыми старыми самолетами и войной, которая служит фоном. В основе фильма лежит одноименная японская повесть, которая в свою очередь отсылает к «Волшебной горе» Томаса Манна. «Ветер крепчает» — это один из самых личных фильмов Миядзаки, и от этого он ощущается таким трогательным. 

2 МЕСТО: «Унесенные призраками» (Spirited Away, 2001)

На сегодняшний день, «Унесенные призраками» — это единственный неанглоязычный, аниме-фильм, который получил Оскар. У многих именно этот фильм является самой любимой работой Миядзаки и тому есть объяснения. С точки зрения дизайна, эстетики и анимации, «Унесенные призраками» — шедевр. Каждая деталь великолепна нарисована, и каждый персонаж тщательно проработан. Воображение, родившее невероятных фантастических существ, которые встречаются на протяжении фильма, поражает своим масштабом. 

«Унесенные призраками» — это история, явно вдохновленная «Алисой в Стране Чудес», и она идеально подходит для всех возрастов. Фильм на голову выше всего, что когда-либо выпускал Дисней. С момента выхода в 2001 году, фильм не устарел ни на каплю, и для многих это вершина творчества Миядзаки и его студии Гибли.  

1 МЕСТО: «Принцесса Мононоке» (Princess Mononoke, 1997)

«Принцесса Мононоке» — это первая попытка Миядзаки создать серьезный и взрослый анимационный фильм. Человек против природы — это тема, которая и до этого была популярной в кино, но не достигла такого масштаба, как в «Принцессе Мононоке». Жестокие бои и жуткие создания завораживают и приковывают к экрану. 

Фильм предупреждает зрителей об опасностях индустриализации, безграничного капитализма, загрязнения природы и глобального потепления. Об экологии фильм говорит с таким жаром, что эти проблемы больше невозможно не замечать. «Принцесса Мононоке» по своему размаху и значению не имеет равных в мире анимации и войдет в историю, как один из самых ярких шедевров Миядзаки. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: