Тим Бёртон — один из немногих режиссеров, кто смог сочетать уникальную визуальную эстетику, международную славу и коммерческий успех. С начала карьеры ему удалось заворожить большую аудиторию своим увлекательным артистическим видением и эксцентричным юмором. Его фильмография — пример яркой карьеры в большом голливудском кино. Миры Бёртона — чудаковатые, сверхъестественные пространства, которые с легкостью узнает каждый, кто любит кино.
На протяжении многих лет, режиссер плодотворно сотрудничает со своими соратниками, в числе которых Джонни Депп, чья слава взлетела на фильмах Бёртона. Другой постоянный партнер режиссера — солист Oingo Boingo Дэнни Эльфман, чьи успехи в киномузыке затмили его карьеру рок-звезды.
Как и у многих режиссеров, у Бёртона есть свои победы и поражения. С годами режиссер стал менее дерзким, но его визуальный стиль, даже будучи адаптированным к компьютерной графике, остается узнаваемым. Кинообозреватель «Вашего досуга» Денис Кудряшов составил рейтинг всех 19 полнометражных фильмов Тима Бёртона в порядке значимости.
19 МЕСТО: «Планета обезьян» (Planet of the Apes), 2001
Перед тем, как «Планету обезьян» успешно перезапустили в 2011 году, Бёртон попытался освежить научно-фантастическую франшизу, сделав ставку на грим и спецэффекты. Однако даже прекрасный мейк-ап и протезы Рика Бакера не спасли этот скучный ремейк, где Марк Уолберг предстал в роли космонавта, который приземляется на планету, населенную обезьянами и превращающими людей в рабов.
Удивительно, насколько безликим ощущается фильм — фирменный стиль Тима Бёртона не узнается. Главная проблема — плохой сценарий, который наводит на мысль, что команда собралась не ради производства фильма, а чтобы заработать денег.
18 МЕСТО: «Дом странных детей Мисс Перегрин» (Miss Peregrine's Home for Peculiar Children), 2016
«Дом странных детей Мисс Перегрин» — это Тим Бёртон, снявший кино на автопилоте. В центре сюжета — школа для детей с суперспособностями, которой управляет эффектная Мисс Перегрин. Режиссер придумал много любопытных персонажей и наделил их удивительными способностями, но не дал героям внятной цели.
Слабый сценарий не дает актерам возможности развернуться, а после просмотра быстро забывается и сам фильм. Визуально Бёртон успешно перенес свой стиль и адаптировал его под компьютерную графику. Однако, режиссер утратил талант к созданию очаровательных и трогательных персонажей — их заменили пустые и бледные копии. В итоге красивые спецэффекты прикрывают пустой фильм, который сложно запомнить.
17 МЕСТО: «Алиса в Стране чудес» (Alice in Wonderland), 2010
Тим Бёртон — мастер создавать волшебные миры, и, казалось бы, Страна чудес Льюиса Кэрролла должна была стать отличным подспорьем для режиссера. Так и получилось: фильм выиграл Оскар за сценографию и костюмы. К сожалению, внешний вид и любимые актеры Бёртона — это лучшее в этой хаотичной и пышной адаптации известнейшей детской сказки.
По сюжету Алиса отправляется в Страну чудес, чтобы сразиться со злобной Красной Королевой в компании Безумного Шляпника и друзей. Остроумной сатире Кэрролла Бёртон предпочел суматоху действий. В результате фильм получился визуально насыщенным, но обескураживающим. Даже как блокбастер фильм не очень хорош — не хватает простого и крепкого сюжета, кино ощущается фрагментарным и мало связанным.
16 МЕСТО: «Мрачные тени» (Dark Shadows), 2012
В «Мрачных тенях» Бёртон сделал ставку на фирменную визуальную стилизацию. Джонни Депп играет аристократа Барнабаса Коллинза, которого возлюбленная ведьма в XVII веке превращает в вампира и хоронит заживо. Он просыпается два века спустя, чтобы вернуть фамильное достоинство.
В фильме достаточно смешных моментов, главным образом в реакциях Барнабаса на современный мир. Тем не менее, «Мрачным теням» не хватает стройного и крепкого нарратива. Это не удивительно, учитывая, что фильм — адаптация готического телесериала из 90-х. Зато в фильме есть любимые актеры Бёртона — не только Джонни Депп, но и Хелена Бонем Картер, Мишель Пфайффер и Ева Грин. Если бы не разваливающийся сюжет, «Мрачные тени» могли бы получится куда лучше.
15 МЕСТО: «Дамбо» (Dumbo), 2019
В последнее время сложно не заметить, что Дисней переснимает свои классические мультфильмы («Красавица и чудовище», «Книга джунглей», «Аладдин», «Король-Лев») и превращает их полнометражное кино. Эту тенденцию наметил Бёртон, сняв «Алису» еще в 2010 году. Хотя фильм признали неудачным, он собрал заметные деньги в прокате. Поэтому логично, что режиссеру дали экранизировать «Дамбо» — историю о слоне, который умеет летать. Радостно видеть в фильме давнего соратника Бёртона, актера Майкла Китона, который играет хваткого бизнесмена, вытягивающего из Дамбо все соки.
Фильм получился относительно удачным среди других поздних работ режиссера. Слоненок Дамбо — очаровательный и трогательный, а его история в меру сентиментальна. Однако тем, кто устал от визуальных излишеств Бёртона и его пренебрежением к проработке героев, фильм не подарит ничего нового. Дамбо может взлететь высоко вверх, но бывалому режиссеру опровергнуть свою природу и пристрастия практически невозможно.
14 МЕСТО: «Марс атакует» (Mars Attacks!), 1996
«Марс атакует» — это веселый и очаровательный фильм Бёртона, его признание в любви к второсортной научной фантастике. В фильме звездный актерский состав, включая Джека Николсона, который играет сразу две роли: президента США и владельца казино. Актеры кажутся слишком хорошими для такого слабого материала, а режиссер явно увлечен марсианами, которые выкашивают людей по одному. «Марс атакует» — далеко не великое кино, но очень смешное и сделанное с любовью.
13 МЕСТО: «Большие глаза» (Big Eyes), 2014
В «Больших глазах» Бёртон вернулся к сотрудничеству со сценаристами Скоттом Александром и Ларри Карашевски, с которыми не работал со времен «Эда Вуда». Фильм — байопик о художнице Маргарет Кин (Эми Адамс), которая известна портретами бродяг и бездомных, нарисованных с крупными глазами. Кристоф Вальц играет ее мужа — посредственного художника, который убеждает отдать авторство работ ему, потому что в 50-х годах в Америке никто не готов в серьез относится в женщине-художнику.
«Большие глаза» — необычный фильм для Бёртона, более прямолинейный, нежели эксцентричный и стильный «Эд Вуд». Режиссер бросил все силы на работу с актерами вместо ожидаемой причудливой сценографии. В результате Эми Адамс взяла «Золотой глобус» за женскую роль, а фильм получился увлекательным феминистским кино, которое теперь кажется актуальным как никогда раньше.
12 МЕСТО: «Франкенвини» (Frankenweenie), 2012
«Франкенвини» — это возвращение Бёртона к корням своего творчества: черно-белой покадровой анимации. Более того: «Франкенвини» — это полнометражный фильм, сделанный на основе короткометражки Бёртона 1984 года. По сюжету, у мальчика Виктора Франкенштейна умирает собака, и он оживляет любимого питомца.
В фильме множество отсылок к монстрам Universal — франшизе хорроров снятых в 20-50-х годах XX века, которые сильно повлияли на эстетику Бёртона. От готической сценографии до экспрессионистской и мрачной операторской работы — влияние франшизы чувствуется во многих фильмах Бёртона, и особенно во «Франкенвини».
11 МЕСТО: «Чарли и шоколадная фабрика» (Charlie and the Chocolate Factory), 2005
Бёртон проделал большую работу по адаптации одноименной детской книги Роальда Даля. Как и ожидаешь от режиссера, он создает фантастический, визуально богатый и красивый мир — досадно, что сценография Алекса Макдауэлла не была даже номинирована на Оскар.
Недостатком фильма может быть слишком вольное обращение Бёртона с исходным текстом, превращающим камерную и уютную детскую книгу в путешествие по кислотно-сумасшедшей фабрике. Джонни Депп в роли Вилли Вонки чем-то напоминает Майкла Джексона, но его яркий и чудаковатый образ скрепляет фильм и не дает ему развалиться в набор разрозненных сцен. «Чарли и шоколадная фабрика» — отличное кино для семейного просмотра, и гораздо больший успех в адаптации детской классики, нежели последующая «Алиса» Кэрролла.
10 МЕСТО: «Большое приключение Пи-Ви» (Pee-wee's Big Adventure), 1985
Режиссерский дебют Бёртона в полнометражном кино — это шутовская и трогательная комедия о наивном и чудном Пи-Ви Германе. У героя крадут любимый детский красный велосипед, и он пускается на поиски по всей Америке.
Сразу с дебюта, режиссер очаровывает талантом к созданию удивительных миров, в которых живут чудаки-одиночки. «Большое приключение Пи-Ви» — это также первый фильм, в котором Бёртон сотрудничал с Дэнни Эльфманом, солистом группы Oingo Boingo, который напишет музыку ко многим фильмам Бёртона, от «Эдвард Руки-ножницы» до «Дамбо».
9 МЕСТО: «Бэтмен возвращается» (Batman Returns), 1992
В соответствии с негласным правилом Голливуда у каждого успешного фильма должно быть продолжение — так и родился «Бэтмен возвращается». Тем не менее, вместо ожидаемого блеклого повторения приемов из первой части, Бёртон сделал еще более странное и мрачное продолжение. Во второй части, темный рыцарь сражается с парой сумасшедших злодеев — отвратительным и в то же время завораживающий Пингвином и менее яркой женщиной-кошкой. В фильме еще больше грязного насилия, дикого фетишизма и странного эротизма — все это сделало «Бэтмен возвращается» одним из самых странных блокбастеров из когда-либо снятых.
8 МЕСТО: «Труп невесты» (Corpse Bride), 2005
Кинематографические миры Тима Бёртона идеально подходят для анимации, и режиссер добился заслуженной славы в этой области. В свое время Бёртон начинал карьеру как аниматор в «Диснее», и спустя некоторое время сделал свою первую короткометражку «Винсент», на которую тут же обратили внимание. Тем не менее, режиссер ушел в полнометражное кино, и, достигнув в нем успеха, вернулся к анимации с готической и романтической истории о человеке, женатом на убитой девушке.
«Труп Невесты» тут же принес Бёртону номинацию на Оскар за «Лучший анимационный фильм». Каждая деталь фильма прекрасно продумана. Сюжет фильма отлично балансирует между комичным и трагичным. Обшарпанные здания, скелеты и разноцветные демоны загробного мира объединились, чтобы создать чертовски хорошее семейной кино.
7 МЕСТО: «Крупная рыба» (Big Fish), 2003
«Крупная рыба» — самый личный фильм Бёртона, до крайности сентиментальный. К счастью, режиссер не отходит от фирменной чудаковатости. Можно наслаждаться визуальными спецэффектами и плакать одновременной. Фильм основан на одноименной книге Дэниела Уоллеса и рассказывает о сыне, который возвращается домой к умирающему отцу, чтобы узнать историю его жизни.
Исходный материал дал Бёртону возможность показать множество фантастических сцен, вытягивая из зрителей все чувства. Фильм ощущается еще более трогательным, если знать, что за несколько лет до съемок Бёртон потерял отца и фактически посвятил кино ему. «Крупная рыба» — это все тот же Тим Бёртон, увлеченный спецэффектами и внешним обликом фильма, но сентиментальный как нигде до и после этого.
6 МЕСТО: «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street), 2007
Адаптация мюзикла в большое кино — вызов для любого режиссера. К счастью, жуткий и неоготический «Суини Тодд» идеально подходит Бёртону, который сделал один из самых успешных переносов мюзикла в кинематограф.
Данте Ферретти выиграл Оскар за сценографию дождливого и мрачного Лондона 40-х годов, а фильм взял два «Золотых Глобуса» — за лучший мюзикл и за лучшую мужскую роль. Джонни Депп отлично сыграл инфернального парикмахера Бенджамина Баркера, который убивает клиентов. Адаптация кровавого мюзикла — однозначный успех режиссера, который взял верный и близкий своему духу материал и превратил его в увлекательный фильм.
5 МЕСТО: «Сонная лощина» (Sleepy Hollow), 1999
«Сонная лощина» — адаптация рассказа Вашингтона Ирвинга «Легенда о Сонной Лощине», перенесенная в более современное время. Икабод Крейн превратился из скромного школьного учителя в эксцентричного детектива, которого отправляют в провинциальный город расследовать жуткие преступления. За сценографию фильм удостоился Оскара — Рик Хейнрикс выиграл его в 2000 году. Оператор Эммануэль Любецки создал мрачный и тревожный мир, в котором расправа ожидает за каждым углом. Из всей фильмографии Бёртона «Сонная лощина» — самый страшный фильм режиссера, при том красивый и прекрасно сделанный.
4 МЕСТО: «Битлджус» (Beetlejuice), 1988
Сняв «Большое приключение Пи-Ви» и доказав свой талант, Бёртон обратился к сумасшедшей и захватывающей истории о призраках. Фильм начинается с молодой пары, трагически погибающей в катастрофе. Они возвращаются в свой дом в виде призраков и видят, что теперь в нем живут неприятнейшие люди. Безуспешно пытаясь их выгнать, они призывают безумного демона Битлджуса, чтобы он выселил чужаков.
Во втором фильме Бёртон заложил фундамент эксцентричной, готической эстетике, которая позже станет фирменным режиссерским стилем и принесет ему славу. Бёртон показывает загробный мир как никто другой: от экстравагантной сценографии до приемов покадровой анимации. «Битлджус» выиграл Оскар за лучший грим, который превратил Майкла Китона в гниющего, зеленоволосого психа. Своим вторым фильмом Бёртон доказал, что способен создать уникальный визуальный стиль, который понравится многим.
3 МЕСТО: «Бэтмен» (Batman), 1989
В «Бэтмене» Бёртон вдохнул новую жизнь в эстетику нуар-фильмов, сделав супергеройское кино мрачным и ориентированным на более взрослую публику. Майкл Китон сыграл Брюса Уэйна — миллиардера на страже порядка, который по ночам надевает черную маску и борется с преступностью. Джек Николсон в роли Джокера перетягивает внимание на себя — маниакальный безумец, терроризующий Готэм, запоминается больше всего.
Тем не менее именно город Готэм — зловещий и мрачный мегаполис — главная звезда фильма. Антон Фёрст выиграл Оскар за сценографию к фильму и это более чем заслуженная победа. Невозможно представить трилогию Нолана о Бэтмене и прошлогоднего «Джокера» без фильмов Бёртона. Режиссер наглядно доказал, что супергеройское кино не обязано быть детским.
2 МЕСТО: «Эд Вуд» (Ed Wood), 1994
Ироничное и удивительное совпадение в том, что байопик об одном из худших режиссеров в истории кино стал ярчайшим фильмов в карьере другого. «Эд Вуд» остается одной из самых интересных и любопытных работ в фильмографии Бёртона. Джонни Депп играет Эдварда Вуда — максимально бездарного режиссера, заслужившего прозвище «худшего режиссера в истории». Мартин Ландау играет одну из лучших ролей в карьере (и получил за роль справедливый Оскар) — наркозависимую хоррор-звезду Бела Лугоши, который становится другом и музой Вуда.
Несмотря на то, что исходный материал должен был создать вульгарно-глупого героя, Бёртон прославил Вуда за его страсть и энтузиазм. Возможно, Вуд и был вульгарным дураком, но по крайней мере он был очаровательно-веселым дураком. Помимо Оскара Мартина Ландау, фильм взял награду за лучший грим. «Эд Вуд» гораздо реалистичнее прочих фильмов Бёртона — в нем нет сверхъестественных или жутких событий. Вместо этого диковинная и странная биография нетипичного главного героя.
1 МЕСТО: «Эдвард Руки-Ножницы» (Edward Scissorhands), 1990
Из всех чудаков-одиночек в фильмографии Бёртона ни один не вызывает столько симпатии и сочувствия, как готически-бледный герой с острыми ножницами вместо рук. Плодотворное сотрудничество Джонни Деппа с режиссером началось с этого героя: скромного и ранимого молодого человека, Эдварда. Запертый в своей готической башне, он выходит к людям подружившись с милой домохозяйкой Пэг Боггс, и тут же влюбляется в ее красивую дочь Ким.
Потрясающе красивая сценография Бо Уэлша и сентиментальный саундтрек Дэнни Эльфмана сделали «Эдварда Руки-Ножницы» одним из самых ярких и трогательных фильмов Бёртона.