Люк Бессон — один из самых продуктивных кинематографистов Франции. За свою 40-летнюю карьеру он сделал 17 фильмов как режиссер, выступил сопродюсером и соавтором сценария к более пятидесяти фильмов, включая успешные франшизы «Такси» и «Перевозчик». 

Яркий визуальный стиль и гиперболизированные характеры героев стали фирменным режиссерским приемом. Обворожительно-сексуальные и смертоносные женщины были героинями боевиков Бессона, который с фильмом «Никита» перепридумал жанр и умел сочетать динамичные перестрелки с нежным и чувственным отношением к персонажам.

Увлечение морем и океаническим миром, сформировавшееся в детстве режиссера, проявилось в фильме «Голубая бездна» о соперничающих дайверах и в «Атлантисе» — одном из лучших документальных фильмов об океане.

Люк Бессон давно работает с двумя соавторами: композитором Эриком Серра, с которым режиссер сделал практически все фильмы, начиная от дебютной «Последней битвы» и заканчивая «Анной». Второй соавтор Бессона — оператор Тьерри Арбогаст, с которым он начал работать на «Никите» и продолжил в последующих фильмах. Бессону и Арбогасту в «Пятом элементе» удалось создать новый стиль для научной фантастики: вместо жутких, нуарных и мрачно-неоновых пейзажей «Чужого» и «Бегущего по лезвию» — веселая и яркая и почти комиксная эстетика.

В этом рейтинге кинообозреватель «Вашего досуга» Денис Кудряшов собрал все 17 полнометражных режиссерских работ Бессона и расставил их в порядке значимости для карьеры режиссера и для мирового кино. 

17 МЕСТО: «Артур и месть Урдалака» (Arthur 2: The Revenge of Maltazard), 2009

Фильм основан второй книге из серии «Артур», написанной Бессоном и сочетает анимацию с игровым кино. Во второй части Артур отправляется спасать принцессу Селению от злодея Урдалака.

По сюжету десятилетний Артур спасает свою семью от гибели. Чтобы сделать это, он прибегает к помощи маленьких существ, живущих в гармонии с природой на его заднем дворе. Главный недостаток всей серии фильмов про Артура — неудачная анимация, эстетически невыразительная и технологически куда менее совершенная, чем фильмы американских анимационных студий. 

Вторая часть — это переходная серия во всей своей красе. Два часа экранного времени, созданные для того, чтобы напомнить о действиях первой части и подготовить к финальной третьей. Из-за сугубо функционального существования, фильм оказался наименее интересным в трилогии.  

Как часто бывает в анимационных фильмах, озвучивать персонажей позвали известных людей и главное изменение второй части именно в них. Селена Гомез вместо Мадонны озвучивает принцессу Селению и Лу Рид, чей голос сменил Дэвида Боуи в роли Урдалака. В российском дубляже тоже появились две новых звезды: Андрей Григорьев-Аполлонов, озвучивший Барахлюша и Виктор Вержбицкий голосом которого заговорил злодей Урдалак.

16 МЕСТО: «Анна» (Anna), 2019

«Анна» — это боевик о советской девушке Анне, которую находит в Москве скаут французского модельного агентства и перевозит ее в Париж. Оказывается, что Анна — агент КГБ и, оказавшись заграницей, она приступает к убийствам по приказу Москвы. 

Фильм оказался блеклой версией и пародией Бессона на самого себя. Талант режиссера к съемке боевиков проявился в 1990-м году с фильмом «Ее звали Никита», а впоследствии Бессон часто ставил боевики, в которых заглавную роль исполняла сексуальная и яростная девушка-убийца. В «Анне» режиссер пытается быть современным и скрестить боевик с феминистской повесткой. Однако, вместо привычной нежности и любви к женским героям — полное пренебрежение к заглавной героине, а от яркой сексуальности и шарма осталась только фактурная внешность Анны, роль которой исполнила российская модель Саша Лусс. 

«Анна» — это фильм Бессона, собранный из бесконечных самоповторов и при этом лишенный очарования. 

15 МЕСТО: «Артур и война двух миров» (Arthur 3: The war of the Two Worlds), 2010

В завершающей, третьей, части Артур сражается с Урдалаком, который вырос до человеческих размеров. По сравнению с пустой второй частью, в третьем фильме появляется намек на финальную интригу. 

Фильм основан на последней книге из трилогии Бессона «Артур» и стилистически и технологически не отличается от предыдущих фильмов, а главные изменения связаны с актерами, дублировавшими роли. 

14 МЕСТО: «Артур и минипуты» (The Arthur and the Invisibles), 2006

Фильм основан первой книге из серии «Артур». Художественно и технологически фильм выглядит также блекло, как и последующие фильмы серии. Однако, в отличии от второй и третьей части, в первой чувствуется потенциал. Она как будто обещает зрителям интересную историю.

Тем не менее, пока студия Pixar делает анимационные фильмы, которые интересны и взрослым, и детям, анимационная трилогия Бессона в лучшем случае может понравится самым юным и непривередливым зрителям. 

13 МЕСТО: «Необычайные приключения Адель» (The Extraordinary Adventures of Adèle Blanc-Sec), 2010

Фильм — это адаптация комикса и приключенческий боевик в духе Индианы Джонса, снятый в декорациях конца XIX века. 

В фильме есть модный на рубеже веков древний Египет, мумии и птеродактили, которые, вылупившись из яиц, начинают носиться и разрушать все вокруг. Журналистка и египтолог Адель всеми силами пытается усмирить безумных чудовищ, и найти лекарство для парализованной сестры Адель — Агаты.

Помимо неудачного выбора главной актрисы Луизы Бургуэн, которая выглядит чересчур современно для конца ХIХ века, у фильма есть и другие недостатки. Название обещает необычайное приключение, но режиссеру не удалось ни поставить эффектные сцены, ни показать интересных героев, ни создать красивую визуальную картинку — работа художников выглядит разнородной и бесцельной. «Необычайные приключения Адель» — фильм, в котором богатое воображение режиссера победило мысль, человечность и целостность.   

12 МЕСТО: «Малавита» (The Family), 2013

Рассказ о семье, переезжающей в другую страну, и сопутствующим приключениям, с которыми приходится сталкиваться на новом месте. Главная особенность в том, что это мафиозная семья, которая бежит от преследования по программе защиты свидетелей от другой мафиозной семьи. Бегство происходит из Нью-Йорка в маленькую деревушку в Нормандии, и семья перевозит вместе с собой американские замашки и привычки.

У фильма относительно звездный актерский состав: Роберт де Ниро, Мишель Пфайффер и Томми ли Джонс. При этом звездные актерам достались пародийные для них роли, и их появление не более чем способ привлечь широкую публику. 

Бессон прославился своими научно-фантастическими боевиками и криминальная комедия — не типичный для режиссера жанр. Из этого проявляется недостаток и достоинство фильма — юмор фильма в лучшие моменты строится на культурном недопонимании американцев и французов, а в худших моментах — на штампованных приемах худших комедий, в которых глупость героев лишена обаяния.

11 МЕСТО: «Жанна д'Арк» (Jeanne d'Arc), 1999

Фильм об исторической героине, знакомой многим: молодая девушка, у которой было видение, что именно она должна освободить Францию от захватчиков. 

Главную роль исполняет Мила Йовович — она же сыграла в предыдущем фильме Бессона «Пятый элемент», который принес и режиссеру, и актрисе славу и успех. «Жанна д’Арк» должна был закрепить их предыдущую победу. Помимо этого, в фильм привлекли других известных актеров: Дастина Хоффмана, Фэй Данауэй и Джона Малковича. 

Фильм интересен трактовкой Бессоном главной героини — режиссер делает Жанну д’Арк невероятно сексуальной. Из этого происходит главный недостаток фильма. Он задуман и снят как эпическое историческое кино длиной в 3 часа. Однако, с точки зрения мотивации героев и конвенциональной истории Жанны д’Арк, он оказывается плохо проработанной режиссерской фантазией, построенной вокруг заглавной героини. Мила Йовович, как бы очаровательна она ни была, не может так долго удерживать внимание. 

10 МЕСТО: «Люси» (Lucy), 2014

В «Люси» Скарлетт Йоханссон играет молодую девушку Люси, которой не везет с парнями — они втягивают ее в контрабанду наркотиков и зашивают упаковку с новым веществом в ее живот. Упаковка лопается внутри героини и миллионы голубых кристаллов разносятся по ее организму. То, что могло стать смертельной передозировкой, оборачивается превращением Люси в сверхчеловека, который теперь использует весь потенциал своего организма. 

Из-за странного сценария «Люси» сложно воспринимать как историю о женщине. Даже в самом общем понимании человека, героиня Скарлетт Йоханссон слишком фантастическая и абстрактная. Вернее смотреть «Люси» как историю о кинематографисте, который использует весь потенциал любимого жанра. С этим фильмом Бессон не шагает на неизведанную территорию, а пытается извлечь максимум из того, что ему хорошо знакомо. Заложенная в «Люси» мощная энергия и сексуальная Скарлетт Йоханссон — главные достоинства фильма, который скорее похож на видеоклип, чем на кино. 

9 МЕСТО:  «Валериан и город тысячи планет» (Valerian and the City of a Thousand Planets), 2017 

«Валериан и город тысячи планет» — это эпический боевик с независимым бюджетом почти в 200 миллионов евро. Межгалактическое приключение визуально богатое настолько, что рядом с ним «Стражи галактики» кажутся минималистичным японским черно-белым кино. 

Сюжет строится на истории двух межгалактических полицейских, расследующих тайну на планете-спутнике, населенном инопланетной жизнью. «Валериан» — это фильм, который визуально и сюжетно насыщеннее многих популярных кинофраншиз. 

Наивность и нежность, присущая фильмам Бессона, выгодно отличает его блокбастеры от других крупнобюджетных фильмов. Тем не менее, отсутствие мощного и сильного антагониста ослабляет накал фильма и финал выглядит блеклым на фоне эпической машинерии, развернутой режиссером.  

8 МЕСТО: «Ангел-А» (Angel-A), 2005

«Ангел-А» вышел после неудачной «Жанны д’Арк» и оказался очень камерным проектом с бюджетом в 15 миллионов евро. Актеры фильма также относительно неизвестные: Жамель Деббуз в роли грубияна Андре и Ри Расмуссен в роли величественного Ангела-А.

Андре, неудачливый аферист, задолжал мафиозному боссу большие деньги, и чтобы не платить долг решает покончить с жизнью, бросившись с моста в реку. От суицида и от мафии его спасает Ангел-А. 

Главный недостаток фильма в том, что его потрясающе красивый, черно-белый, нуарный внешний вид дополняется слабыми, бессмысленными и долгими диалогами. При хорошей динамике заглавной актерской пары и фирменном эротизме Бессона, визуальная часть плохо сбалансирована со сценарной. Фильм лучше смотрится на неизвестном языке, когда можно насладиться картинкой и общей идеей фильма, а сюжетные детали останутся неизвестными. 

7 МЕСТО: «Никита» (Nikita), 1990

«Никита» — один из самых влиятельных и успешных боевиков 90-х. Фильм оказал большое влияние на жанр — от нескольких ремейков, включая голливудский фильм «Возврата нет» до истории самой героини. Ее история — это современная версия «Пигмалиона» Бернарда Шоу. Главную героиню с дерзким характером из низшего класса превращают в смертоносного спецагнета, готового к самым трудным заданиям.

Несмотря на отличные постановки боевых сцен и высокоскоростную динамику фильма, сценарий оказывается его самой слабой точкой. В какой-то момент Никита разрывается между двух мужчин, каждый из которых представляет одну из половин ее жизни. Однако, развитию персонажей и их взаимоотношений Бессон уделил меньше внимания. Из-за этого нарушается равновесие фильма: перестрелкам и дракам, блестяще поставленным, явно уделено больше внимания, чем героям. Мужские персонажи сосредоточены на попытках контроля Никиты, а главной героине не остается ничего, кроме бегства в одиночество.

 «Никита» — это динамичные и яркие перестрелки, слабые второстепенные герои, окружающие крутую и сексуальную главную героиню. 

6 МЕСТО: «Последняя битва» (Le Dernier Combat), 1983 

В мрачном, пост-апокалиптическом будущем, последние выжившие люди отчаянно сражаются за ресурсы. Убежденный одиночка сближается с пожилым отшельником и вместе они борются за выживание.

Первый полнометражный фильм Бессона стал точкой, с которой началось его дальнейшее сотрудничество с Жаном Рено и композитором Эриком Серра. Кино снято на черно-белую пленку, а за весь фильм произносится всего 2 слова.

Уже с первого фильма Бессон создает визуально красивый и богатый мир, но недостаток фильма вытекает из его экспериментальной задумки. Практически полное отсутствие речи усиливает тяжелую атмосферу катастрофического будущего, но при этом накладывает ограничения на проработку персонажей и, как следствие, сюжета. Тем не менее, «Последняя битва» — отличный пример научной фантастики, созданный при относительно небольшом бюджете. 

5 МЕСТО: «Подземка» (Subway), 1985 

«Подземка» — это фильм, который сделал Бессону репутацию визуально яркого автора. Стиль и форма фильма превалируют над содержанием и сценарием. 

Сюжет «Подземки» рассказывает о Фреде, который крадет документы у бандитов, чтобы шантажировать их. Он прячется от них в парижском метрополитене и бродит среди колоритных персонажей, населяющих подземные туннели.

«Подземка» — это красочная галерея очаровательных и маргинальных героев, вынужденных жить в метро. Бессон сталкивает холодный и негуманный мир подземного транспорта и романтических, сказочных персонажей. Помимо визуальной красоты, у фильма отличный саундтрек от постоянного соавтора Бессона, Эрика Серры. «Подземка» — это современная «Алиса в стране чудес», снятая в декорациях парижского метро.

4 МЕСТО: «Леди» (The Lady), 2011 

«Леди» — это биографический фильм о бирманской политической заключенной и нобелевском лауреате Аун Сан Су Чжи. 

Среди всех фильмов Бессона, «Леди» один из немногих, в сценарий которых режиссер не вмешивался. Вместо него над текстом работала Ребекка Фрайн. Она начала разбираться в материале еще в 1990 году, встречаясь с друзьями, семьей и адвокатами Аун Сан Су Чжи, некоторые из которых приняли участие в проекте на условиях анонимности. 

Помимо детального и подробного сценария, актриса Мишель Йео играющая Аун Сан Су Чжи подошла к роли безумно ответственно. Она отсмотрела все видеозаписи с политиком, брала уроки бирманского языка и занималась игрой на фортепиано. В результате на площадке съемки пришлось несколько раз останавливать, когда от игры Мишель массовка, видевшая Аун Сан Су, начинала рыдать.

«Леди» — не типичный для режиссера жанр байопика, который он сделал более дерзко, эмоционально и красиво, чем предполагает жанр. Тем самым Бессон хорошо сбалансировал политически трудную и важную тему и личную историю любви Аун Сан Су и ее мужа. 

3 МЕСТО: «Голубая бездна» (The Big Blue), 1988

«Голубая бездна» — это фильм о противостоянии двух дайверов, которые дружили с детства. Сценарий к этому фильму — самый личный среди всех работ Бессона. Его родители были инструкторами по дайвингу, и он занимался этим спортом, планируя стать океаническим биологом. Выбрав знакомую тематику, режиссер взял прототипы героев из реальной жизни и добавил в их противоборство сексуальную девушку, чтобы усилить накал. «Голубая бездна» — фильм, в котором детская любовь Бессона к морю, превратилась в основу для фантастической истории о дружбе и одержимости.

2 МЕСТО: «Пятый элемент» (The Fifth Element), 1997

Яркая вспышка сверхновой в 1997 году — «Пятый элемент» — сумасшедший по визуализации и воображению научно-фантастический боевик, в котором модель-суперзвезда Мила Йовович играет выращенного из пробирки сверхчеловека, которому суждено спасти человечество. Фильм получился пышным и динамичным и неудивительно, что Бессон задумал его, еще будучи школьником — такой наивный и энергичный фильм мог родиться только в сознании подростка.

«Пятый элемент» погружает в мир будущего, населенный великолепными героями — бесподобный и очаровательный разгильдяй Корбен Даллас, сыгранный Брюсом Уиллисом и космически-очаровательная, рыжеволосая Лулу (Мила Йовович) и еще более потрясающими злодеями — стоит вспомнить только собакоподобных гуманоидов-солдат и истеричного психопата Зорга, сыгранного Гэри Олдманом. Помимо запоминающихся главных героев, в фильме блестяще сыграны и сделаны второстепенные персонажи — назойливый ведущий Руби Род (Крис Такер) и величественный оперная дива Плавалагуна (Майвенн Ле Беско). Культовый фильм, ставший современной киноклассикой, хорошо сочетающий любимые приемы Бессона: обворожительных женщин, очаровательных мужчин, научную фантастику и боевик. 

1 МЕСТО: «Леон» (Leon), 1994

«Леон» — это режиссерская вершина Бессона, его самый симпатичный герой Жана Рено, самый сложный портрет взросления юной девушки и самый впечатляющий саундтрек Эрика Серра. В фильме образный и визуальный стиль берут верх над здравым смыслом. Иначе невозможно объяснить, как Леон способен исчезать и появляться в тенях и коридорах манхэттенских квартир и как он сумел сойтись с девочкой Матильдой — дружба, которая стала возможной только в кино. «Леон» — сочетание режиссерской нежности и шарма в образах героев, страсти к эффектным боевикам и притчевой структуры. 

Одинокий киллер с прекрасной душой — Леон в исполнении Жана Рено является самым ярким героем Бессона. Режиссер достигает такого эффекта немного преувеличивая каждую деталь и характеры героев. Гипербола в характерах главных персонажей, исполненных Рено, Портман и Олдманом, идеально посчитана. Герои не превращаются в карикатуры, но при всей реалистичности нью-йоркских декораций, как будто являются персонажами сказочного мира.

Фильм сделан с хирургической точностью, которой всегда не хватало фильмам Бессона. Боевые сцены всегда обоснованы мотивацией персонажей, а музыка словно вырастает из фильма. Много оружия, суровые мужчины и нежные девушки, в чьих руках находится больше власти, чем кажется на первый взгляд. Бессон гармонично сочетает все элементы вместе, чтобы вызвать у публики чувство, что самые прекрасные вещи в жизни не созданы, чтобы ими владеть и их удерживать. Неважно, комнатный фикус или проблемный подросток с большим будущим — если вы любите что-то или кого-то, вам придется дать этому вырасти и повзрослеть. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: