Разбогатеть за пару недель. Разом изжить все травмы. Перестать обижаться и завидовать без кропотливой работы над собой. В минуту стать идеальным. Отказаться от работы, приносящей большие деньги, чтобы уехать в глухомань во благо ближних. По щелчку запретить себе излишества. Ничего не знать о ценах на молоко, квартплате, времени, которое необходимо для приготовления еды. Как часто люди искренне верят в возможность настоящего преображения без особых усилий, как часто люди, однажды уже столкнувшиеся с подобным, повторно и весело наступают на те же грабли. Эта подборка – 10 лент о тех, кто начисто потерял связь с реальностью. Нашей или другой. С той или иной стороны.
1. «Голова. Два уха» (Россия, 2017)
Он обедает с мамой – молчаливый и тихий. Он идёт по заснеженному полю – простоватый и смешной. Он ежедневно покупает в сельском магазине энергетик – свою единственную радость. Он убирает за скотом – покорно и безропотно. Он мечтает уехать в город – там современно, много денег. Однажды ему, Ивану (Иван Лашин), представится такая возможность. Но за неё придётся очень дорого заплатить. Незамеченная и совершенно беспощадная в своей правдивости лента Виталия Суслина о той самой «немытой России».
2. «Эдит и я» (Сербия, 2009)
Занятная лента целой группы балканских товарищей – детальное повествование о том, что может быть, о том, что когда-нибудь случится, о том, что ждёт всех нас. Эдит, живущая в столице Сербии, несколько раз безуспешно пытается сдать экзамен. После очередного провала девушка вживляет себе чип, помогающий запоминать в разы больше. За окном – 2074 год.
3. «Простой карандаш» (Россия, 2019)
Смелая Антонина (Надежда Горелова) приехала в глушь со светлой целью: научить детей прекрасному, создавать вместе с ними картины, рассказывать про художественные приёмы. И быть поближе к мужу, большому художнику, который сейчас отбывает здесь тюремный срок. Фильм Натальи Назаровой – суровое погружение в реальность, грустная правда, рассказ о захолустье, которое никому не прощает яркости.
4. «Глотай» (США, Франция, 2019)
Один из самых любопытных триллеров прошлого года (режиссёр – Карло Мирабелла-Дейвис). Хантер (Хейли Беннетт) можно только позавидовать: у неё есть дом, муж, устроенность в жизни. Дом обставлен самым стильным образом, муж любим, от этой самой устроенности уже тошнит. И ещё тошнит от беременности, заботы, чрезмерного участия родственников. Выход – глотать предметы. В прямом смысле этого слова.
5. «Мысленный волк» (Россия, 2019)
Режиссёр – Валерия Гай Германика, сценарий – Юрий Арабов, музыка – Игорь Вдовин. Мрачную картину автора «Школы» ругали и восхваляли, не понимали и расшифровывали, обвиняли в сложности и запутанности. Часть фильма мать и дочь (Юлия Высоцкая и Елизавета Климова) топают по лесу домой с деревенской дискотеки, часть – сидят за столом. А параллельно происходит всякая чертовщина.
6. «Ширли: образы реальности» (Австрия, 2013)
Эдвард Хоппер – американский живописец, певец повседневности – автор, все работы которого можно рассматривать сутками. Наделять их смыслами, разгадывать, изучать. Именно при помощи его картин режиссёр Густав Дойч, помещая в полотна героиню ленты, полтора часа пытается изучать жизнь Ширли (Стефани Камминг) – вымышленной актрисы. Будет непонятно и зажигательно, сложно и притягательно, странно и невероятно красиво.
7. «Прочь» (Латвия, 2019)
Очаровательный мультфильм Гинца Зибалодиса о пути домой. Сквозь лес, страхи, память и самого себя. Даже не вздумайте пропустить.
8. «Наше время» (Мексика, Франция, Германия, Дания, Швеция, 2018)
Фильм, выписавший путёвку в иную реальность не героям, но зрителям: три часа, масса подробностей, сцены из супружеской жизни Эстер (Наталья Лопес) и Хуана (Карлос Рейгадас). Визуальные образы восхищают и пугают, медлительность затягивает, быки (действие происходит на ранчо) завораживают, разношёрстная музыка вводит в транс. А режиссёр Карлос Рейгадас всё так же неспешен, свеж и прекрасен.
9. «Чернильное сердце» (Великобритания, США, 2007)
Кредиты, ссоры, употребление в себя предметов, мысленные звери...
Разбавим ужас настоящей реальности стильной сказкой Иэна Софтли, вдохновлённой романом Корнелии Функе, рассказывающем о путешествиях «внутрь» книги, настоящих и вымышленных героях, даре оживлять персонажей. И отправлять на книжные страницы кого-то вместо них. Ведь свято место пусто не бывает.
10. «Плывём, мужики» (Великобритания, 2018)
Комедийно-драматическая лента Оливера Паркера – задорный рассказ о клерке, который устал буквально от всего: от духоты офиса, бесполезной работы, натянутых улыбок. От повседневности, скуки, ненужности. От самого себя. И тогда он решил записаться в секцию синхронного плавания, где каждый чувствует примерно то же самое. Много юмора, духоподъёмности, красоты и шуток. Но в каждой шутке, как известно, есть только доля шутки (а фильм основан на реальных событиях).