Очередная Ночь кино пройдет в Москве 29 августа 2020 года. Всего запланировано больше 350 показов, лекций и встреч более чем на 150 площадках. Галереи, парки, бассейны, театры, библиотеки и культурные центры организуют свою программу, но самое интересное будет происходить, конечно, в кинотеатрах. Будут показаны как российские хиты, так и актуальное мировое фестивальное кино. Предусмотрены не только кинопоказы, но и встречи с создателями фильмов и сериалов. Некоторые пройдут в режиме онлайн-конференций, другие – в ностальгическом формате реальной встречи. Главная звезда вечера – Константин Богомолов, которые представит свой новый сериал «Хороший человек». Все показы бесплатные, по предварительной регистрации на официальном сайте.
Чтобы вы не растерялись при встрече с насыщенной афишей, редакция «Вашего досуга» отобрала самые интересные фильмы, на которые стоит попасть.
ЗАРУБЕЖНЫЕ ФИЛЬМЫ
«Транзит»
2018. 101 мин. Германия, Франция. Реж. Кристиан Петцольд
«Транзит» снят по одноименному роману Анны Зегерс о Второй мировой войне, действие которого перенесено в наше время. Немецкие войска стремительно приближаются к Парижу. Скрывавшийся немецкий беженец Георг в последний момент успевает уйти от ареста и бежать в Марсель, но для этого нужно получить транзитную визу. Во время скитаний по городу он встречает загадочную незнакомку Мари, в которую влюбляется с первого взгляда.
Этот фильм-аллегория представляет собой финальную часть трилогии Кристиана Петцольда «Любовь во времена репрессий». В нее также вошли «Барбара» (2012) и «Феникс» (2014). «Транзит» участвовал в основном конкурсе Берлинале в 2018 году, а в 2020-м — следующая работа Петцольда «Ундина», которая была отмечена призом FIPRESCI.
Режиссер и сценарист Кристиан Петцольд – представитель и лидер Берлинской школы. Учился в Немецкой академии кино и телевидения. Во время учебы работал кинокритиком, а также ассистентом режиссеров Хартмута Битомски и Харуна Фароки, который позднее участвовал в написании сценариев его игровых фильмов. Получил за фильм «Барбара» Серебряного медведя в Берлине как лучший режиссер.
Показ пройдет при поддержке Гёте-Института в Москве.
«Видение»
2018. 110 мин. Япония, Франция. 110 мин. Реж. Наоми Кавасэ
Французская журналистка Жанна приезжает в Японию в поисках редкого лекарственного растения, которое, по слухам, способно избавить человека от всех тревог и душевных терзаний. В лесу Нара журналистка встречает нелюдимого Томо и его наставницу Аки, пророчицу и хранительницу леса, которая утверждает, что ей тысяча лет. Перед тем, как взойдет таинственное растение, вернутся события прошлого, завяжутся новые отношения, но и время потечет по иным правилам, открывая новые возможности для человеческого бытия.
Премьера «Видения» прошла на международном кинофестивале в Торонто. «Видение» стало первым фильмом Кавасэ, который участвовал в основном конкурсе кинофестиваля в Сан-Себастьяне.
Наоми Кавасэ окончила Школу фотографии в Осаке. Снимает как документальное, так и игровое кино, часто включая автобиографические элементы. Живет в Наре и участвует в общественной и культурной жизни этого старинного города. Ее документальный фильм «Судзаку» получил «Золотую камеру» Каннского кинофестиваля в 1997 году, а игровой «Лес скорби» – Гран-при там же, 10 лет спустя.
Показ пройдет при поддержке Отдела японской культуры «Japan Foundation» в ВГБИЛ.
«Джессика навсегда»
2018. 97 мин. Франция. Реж. Каролин Поджи, Джонатан Винель
Джессика — королева, а еще она рыцарь, мать, волшебница, богиня, звезда. Джессика спасает отчаявшихся детей, сирот и одиноких мальчишек, которые не познали материнской любви и превратились в чудовищ. Они живут как одна семья и пытаются создать мир, в котором смогут выжить.
Этот визуально насыщенный фильм-антиутопию, как никогда актуальный во времена самоизоляции, сами режиссеры описали так: «Картина рассказывает о поколении, преследуемом насилием и которое так жаждет ощутить свою связь с окружающим миром». А вдохновением для Джессики послужили Арвен из «Властелина колец», Баффи-истребительница вампиров и героини компьютерных игр. Картина участвовала в кинофестивале в Торонто, а также была показана в программе «Панорама» на Берлинале.
Для режиссеров Каролин Поджи и Джонатана Винеля «Джессика навсегда» стала первой полнометражной работой. За первую короткометражную работу «Пока есть ружья» режиссерский дуэт в 2014 году завоевал Золотого медведя Берлинского кинофестиваля.
«Молодой Ахмед»
2019. 90 мин. Бельгия, Франция, 90 мин. Реж. Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
Фильм рассказывает историю превращения 13-летнего Ахмeда из обычного мусульманина-старшеклассника в радикала-экстремиста. После нападения на свою учительницу Инес, Ахмед отправляется в молодежный реабилитационный центр, чтобы научиться подавлять свой гнев.
Этот фильм братьев Дарденн, с одной стороны, продолжает начатые ими в предыдущих картинах поиски, с другой — обращается к новым, актуальным для режиссеров и всего мира проблемам, ведь их герой — мусульманин и начинающий террорист. Фильм получил номинацию на Золотую пальмовую ветвь — это восьмая работа братьев в основном конкурсе Каннского кинофестиваля.
Братья Дарденн родились в Бельгии. Занимаются кинематографом с конца 1970-х, но приобрели международную известность лишь в 1999 году, когда их фильм «Розетта» попал в основной конкурс Каннского кинофестиваля и был удостоен там главного приза — премии «Золотая пальмовая ветвь». В 2005 году братья получили вторую «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Дитя», а их драма «Мальчик с велосипедом» была отмечена Гран-при Каннского фестиваля в 2011 году.
«Настоящее. Совершенное»
2019. 124 мин. США, Гонконг, Китай. Режиссер Чжу Шэнцзэ
В фильме переплетены настоящие моменты жизни, транслируемые малознакомыми пользователями стриминговых сервисов из разных уголков Китая: оператором башенного крана, мужчиной с идиопатической низкорослостью, молодой матерью-одиночкой и другими. Виртуальный мир становится для них возможностью раскрыть себя реальными людьми без страха быть отвергнутыми. В 2019 году «Настоящее. Совершенное» победил в Роттердамском кинофестивале — Шэнцзэ получила приз за «отважный фильм, который уносит нас туда, где мы еще никогда не бывали, который показывает нам героев, которые хотят и нуждаются в том, чтобы их увидели. За фильм, расширяющий возможности киноязыка».
За время работы над фильмом, который стал третьей документальной работой Чжу Шэнцзэ, молодой режиссер сняла более 800 часов материала. В своем короткометражном дебюте «Без фокуса» она снимала детей трудовых мигрантов. Ее полнометражный документальный фильм «Еще один год», показывавший повседневность семейной жизни, получил приз «За лучший фильм» на фестивале документального кино Visions du Réel в Швейцарии, Гран-при на фестивале RIDM в Монреале, Премию ассоциации кинокритиков на МКК Olhar de Cinema в Бразилии, и в 2016 году был в списке «10 лучших фильмов года» журнала «24 Images» (Канада).
«Бесконечная поэзия»
2016. 128 мин. Чили, Франция, Великобритания. Реж. Алехандро Ходоровски
Продолжение автобиографического «Танца реальности», с которым чилийский сюрреалист Ходоровски вернулся в режиссуру после пятнадцатилетнего перерыва. Во время рассказа о своем отрочестве режиссер обращается к себе двадцатилетнему и рассматривает так отношения с женщинами и поэзией. Фильм снял один из главных современных операторов — визионер Кристофер Дойл, работавший над «Любовным настроением», «Героем», «Чунгкингским экспрессом».
Картина «Бесконечная поэзия» была показана на Каннском кинофестивале в рамках программы «Двухнедельник режиссеров», а также участвовала в фестивале в Локарно и Мюнхене.
Родившийся в Чили Алехандро Ходоровски – настоящий человек эпохи Возрождения. Он актер, режиссер, продюсер, композитор, драматург, мим, писатель, автор комиксов, психотерапевт и даже исследователь Таро. Снял несколько сюрреалистических шедевров («Святая гора», «Святая кровь», «Крот») и повлиял на большое количество кинематографистов — в частности, на Гаспара Ноэ и Николаса Виндинга Рефна, посвятившего ему свой фильм «Только бог простит».
Drama Girl
2020. 90 мин. Нидерланды, 90 мин. Реж. Винсент Бой Карс
Этот экспериментальный проект смешивает документалистику и игровое кино, а его режиссер, молодой документалист и новатор, заставляет свою главную героиню переигрывать ключевые сцены ее недавнего прошлого. Он задается вопросами, что такое реальность и что такое жанр? Наша жизнь — это история? Если да, можно ли ее переписать? Может ли художественная драматизация помочь нам лучше понять себя и окружающий мир?
Drama Girl — второй полный метр молодого режиссера и документалиста Винсента Бой Карса. Премьера фильма прошла на Международном кинофестивале в Роттердаме. Первый фильм режиссера «Самостоятельного мальчика» был выполнен в такой же экспериментальной технике.
«Нина У»
2019. 102 мин. Тайвань, Малайзия, Мьянма. Реж. Миди Зед
После восьми лет съемок в маленьких ролях в жизни начинающей актрисы Нины У наступает «звездный час» — она получает главную роль в шпионском триллере, действие которого развивается в 1960-х. Роль сложная, но коллеги и пресса считают, что она справилась блестяще. Однако, находясь на пороге триумфа, Нина начинает терять уверенность в себе. Она бежит в родительский дом, но ее преследуют параноидальные фантазии о загадочной женщине. И пока Нина продолжает вспоминать счастливые времена, кажется, что есть одно важное воспоминание, которое она хочет забыть.
Премьера «Нины У» состоялась в рамках «Особого взгляда» Каннского кинофестиваля.
Режиссер Миди Зед окончил национальный Технологический Институт Тайваня по специальности дизайнер. Работал на стройке, в ресторане, был фотографом, графическим дизайнером, режиссером рекламы. Его режиссерская карьера началась с полного метра «Возвращение в Бирму», который победил на Роттердамском кинофестивале в 2011 году.
«След зверя»
2017. 128 мин. Польша, Германия, Чехия, Швеция, Словакия. Реж. Агнешка Холланд
Немолодая женщина живет одна в лесу недалеко от города. Она очень любит природу и животных и безуспешно пытается вразумить местных охотников не убивать зверей. Однажды без следа пропадают две ее собаки, а затем в округе начинают происходить загадочные убийства. Премьера «Следа зверя» состоялась в основном конкурсе Берлинского фестиваля в 2017 году. Это второй фильм Холланд, который участвовал в основном конкурсе Берлинале — в 1981-м была показана «Горячка». Ее следующая работа «Гарет Джонс» также участвовала в конкурсе Берлина в 2019 году.
Полька Агнешка Холланд в 1971 году закончила факультет кино и телевидения Академии искусств в Праге. Работала ассистентом режиссера у классиков мирового кино – Анджея Вайды и Кшиштофа Занусси, снялась в нескольких ролях второго плана. Одна из ее самых известных картин – «Полное затмение» с Леонардо ЛиКаприо про взаимоотношения Верлена и Рембо. Кроме сценариев своих фильмов, писала сценарии для Вайды («Без наркоза», «Любовь в Германии», «Дантон», «Бесы», «Корчак» и др.) и Кшиштофа Кесьлёвского («Три цвета»). Преподает в Бруклинском колледже Нью-Йоркского университета.
«Перекресток Миллера»
1990. 115 мин. США. Реж. Джоэл Коэн, Итан Коэн
Америка, тридцатые годы. Сухой закон заставляет город биться в конвульсиях из-за схватки двух конкурирующих преступных кланов. Полицейская система прогнила насквозь, все чиновники коррумпированы. В криминальных разборках приветствуются самые жестокие и грязные методы. Есть лишь один человек, который смог остаться выше этой крысиной возни. Он – последний из бандитов, еще не потерявший представления о чести и достоинстве. Его зовут Том Риган. Он – правая рука главаря ирландской мафии…
Один из лучших фильмов культового дуэта братьев Коэн и один из лучших фильмов в истории кино вообще. Магия «Перекрестка Миллера», признанного кинокритиками квинтэссенцией гангстерского кино, рождается из тонких и точных визуальных образов – осеннего леса или черной гангстерской шляпы, задумчиво летящей по ветру; из незабываемо-пронзительного саундтрека Картера Бёруэлла; из мощных актерских работ – особенно в исполнении Джона Туртурро и Гэбриела Бирна; и главное – из особого сочетания вечной коэновской мрачности, черного юмора и одновременно лиричности, глубины и мудрости.
Джоэл и Итан Коэн — настоящие столпы современного кино, не нуждающиеся в представлении. Еще в школе, зарабатывая стрижкой газонов, братья купили кинокамеру Super-8 и начали переснимать фильмы, которые они видели по телевидению. Первым их собственным оригинальным проектом стал любительский короткометражный фильм «Лесорубы Севера», в котором снялись соседи и друзья. Джоэл учился в Нью-Йоркском университете на четырехлетнем курсе кинематографического отделения. Итан – на философском факультете Принстонского университета. Его выпускной работой стало эссе «Два взгляда на позднюю философию Витгенштейна». В 1984 году братья написали сценарий и выпустили первый совместный фильм «Просто кровь», который уже в полной мере продемонстрировал особенности их художественного стиля. С тех пор каждая их картина становится событием мирового кино. Они получили четыре премии «Оскар»: три — за фильм «Старикам тут не место» (адаптированный сценарий, режиссура и лучший фильм), один — за оригинальный сценарий к «Фарго». А также награды Каннского фестиваля: «Золотую пальмовую ветвь» за «Бартона Финка», «Гран-при» за фильм «Внутри Льюина Дэвиса», премию «лучший режиссер» за ленты «Бартон Финк», «Фарго» и «Человек, которого не было». «Перекресток Миллера» получил приз за режиссуру на фестивале в Сан-Себастьяне.
РОССИЙСКИЕ ФИЛЬМЫ
«Бог Дьёсёгёй»
2015. 60 мин. Россия. Реж. Сергей Потапов
Ежегодно в конце июня народ саха собирается для празднования Ысыаха — дня, когда на землю спускается погостить небесное божество Дьёсёгёй.
В документальной картине «Бог Дьёсёгёй» якутский режиссер Потапов использует мотивы древних преданий, чтобы рассказать историю любви и потери, о жертвенной смерти и чудесном воскрешении. Материал черно-белой картины снимали сразу четыре оператора в течение полутора суток. Актеры прибегли к методу свободной импровизации, общались с гостями праздника, провоцировали собеседников на живой диалог и растворялись в толпе.
Сергей Потапов за пределами Якутии известен как режиссер театра. Его фильмы побеждают на фестивалях этнического кино в различных точках внутренней России, хоть и не находят отклика у столичных критиков и отборщиков фестивалей. Именно Потапов дал старт якутскому авторскому кинематографу своим фильмом «Дыши» 2006 года.
«Бабай»
2020. 65 мин. Россия, США. Реж. Артем Айсагалиев
Бабай — герой славянского фольклора, которым родители пугают своих детей. Два брата — Марк и Геша — не исключение: они живут в постоянном страхе сделать что-то не так и получить нагоняй от строгого отца. Постепенно мрачная сказка становится для них реальностью.
«Бабай» — полнометражный дебют Артема Айсагалиева, выпускника режиссерского курса Калифорнийского института искусств, был показан в конкурсной программе Bright Future Роттердамского кинофестиваля . Звукорежиссер картины — Николай Антонов, оператор — Саша Кулак.
«Преступный человек»
2020, 135 мин. Грузия, Россия. Реж. Дмитрий Мамулия
28-летний Георгий Месхи невольно становится свидетелем убийства известного вратаря. Этот факт переворачивает его жизнь вверх тормашками. Оказавшись на панихиде убитого и стараясь быть незамеченным, он наблюдает за женой и дочерью убитого. Изо дня в день Георгий возвращается на место преступления и начинает интересоваться всем, что связано с убийством.
«Преступный человек» был показан в программе «Венецианские горизонты» на кинофестивале в Венеции. Дмитрий Мамулия окончил философский факультет Тбилисского государственного университета (1993) и режиссерский факультет Высших курсов сценаристов и режиссеров. Художественный руководитель Московской школы нового кино. Популярность к режиссеру пришла после выхода его дебютной работы «Другое небо» 2010 года — на кинофестивале в Карловых Варах фильм был отмечен особым упоминанием, в «Кинотавре» режиссер получил награду «Открытие года».
СЕРИАЛЫ
«Хороший человек»
2020, Россия, серия — 52 мин. Режиссер: Константин Богомолов
В тихий городок Воскресенск приезжает молодой столичный следователь Евгения Ключевская, чтобы проверить информацию СМИ о существовании серийного убийцы. В Воскресенске москвичку встретят прохладно: как и во многих провинциальных городках, здесь в 90-х сложилась экосистема, где все вокруг чем-то повязаны, и в шкафу каждого припрятано по скелету.
Сериал «Хороший человек» — следующая режиссерская работа Константина Богомолова для платформы START. Ранее Богомолов снял первый сезон «Содержанок» и сериал «Безопасные связи». Скоро режиссера можно будет увидеть в сериале «Псих» Федора Бондарчука, снятого по сценарию Паулины Андреевой, где он сыграл столичного психотерапевта, который сам сталкивается с психологическими проблемами.
«Игра на выживание»
2020, Россия, серия — 48 мин. Режиссер: Карен Оганесян
Продюсеры: Валерий Федорович, Евгений Никишов, Нелли Яралова, Мария Шухнина, Юрий Сапронов
В ролях: Александра Бортич, Алексей Чадов, Игорь Верник, Линда Лапиньш, Владимир Веревочкин, Беник Аракелян, Анастасия Тодореску, Валерий Скорокосов, Дэвид Пилиа, Юлия Волкова, Мария Кулик, Михаил Кремер, Илья Хвостиков, Дмитрий Кривошеев, Кристина Поли, Ульяна Лукина, Ирина Воронова
16 человек отправляются в дикую сибирскую тайгу, чтобы поучаствовать в реалити-шоу и побороться за один миллион евро. Правила просты: никакой еды, личных вещей, электричества, связи и цивилизации на сотни километров вокруг. Победит тот, кто дойдет до конца. Однако ТВ-проект превращается в смертельно опасную игру, где главным призом становится жизнь.
Режиссер Карен Оганесян учился в Ереване на курсах телережиссуры. В Москве — в мастерской Юрия Грымова при РГГУ. Принимал участие в создании музыкальных клипов. Все серии «Игры на выживания» зрители смогут увидеть с 31 августа 2020 года на телеканале ТНТ или платформе PREMIER.
СПЕЦПРОЕКТЫ
Премьера монтажного фильма «Москва 1941–1945. Хроники будней»
«Ночь кино» откроется в кинотеатре «Москино Космос» премьерой фильма «Москва 1941–1945. Хроники будней» с живой музыкальной озвучкой — специально для фильма музыканты Женя Горбунов (ГШ, Интурист) и Феликс Микенский (БРОМ, Drojji) под руководством Саши Елиной создали ряд электронных композиций и совместных импровизаций с приглашенными инструменталистами. Фильм создан при поддержке Департамента культуры города Москвы, приурочен к 75-летию Победы и основан на хроникальных материалах, часть из которых широкий круг зрителей увидит впервые. В кадре Москва и ее жители в годы Великой Отечественной войны: будничная городская жизнь на фоне больших исторических событий. Отобранные киноведом Алисой Насртдиновой и смонтированные режиссером Маргаритой Захаровой фрагменты кинохроники показывают, какие коррективы в повседневность внесла война: как горожане выглядели в те годы, каким транспортом пользовались, что смотрели в кино, какие книги читали, как готовились к празднованию Нового года и гуляли в парках.
Городские симфонии AV
Шедевры немой документалистики про разные города мира. Все фильмы демонстрируются с живой озвучкой.
В кинотеатрах Москино «Звезда», «Салют», «Факел» и «Юность» будет показана синефильская ретро-программа «Городские симфонии» — немые фильмы-портреты городов и районов с живой озвучкой современных музыкантов: Foresteppe, Zumvo, OL, Piper Spray & Lena Tsibizova. За один день зрители смогут совершить путешествие по разным городам мира: кипящий энергией Манхэттен, богемная тусовка Монпарнаса, Ницца как город контрастов, Берлин с солдатами и коровами и Москва 1920-х, одновременно незнакомая и родная.
Фильмы проекта «Городские симфонии AV»:
«Москва». 1927. 58 мин. СССР. Реж. Михаил Кауфман, Илья Копалин
Один московский день, портрет города с Красными воротами, Страстным монастырем, Триумфальной аркой и прочими деталями, которые мы сегодня можем увидеть только на фотографиях. И в этом фильме.
«Мост». 1928. 15 мин. Нидерланды. Реж. Йорис Ивенс
Исследование механизма железнодорожного моста над рекой Маас. Классик документального кино снял фильм с точки зрения то несущегося поезда, то самого моста и даже придал механическим движениям определенную поэтику.
«Дождь». 1929. 14 мин. Нидерланды. Реж. Йорис Ивенс
Городская симфония голландца Ивенса, сплав документального кино с авангардным, где запечатлен не сам город Амстердам, а его торопящиеся спрятаться от дождя жители, его сгибаемые ветром деревья, мокнущие объекты городского ландшафта.
«Берлин: Симфония большого города». 1927. 72 мин. Германия. Реж. Вальтер Руттманн
Суета сует, бешеный ритм столицы Германии еще до прихода Гитлера к власти. Мальчишки-газетчики, солдаты, скотобойни, мчащиеся поезда и заводские трубы – всё это складывается в вынесенную в название симфонию.
«Ночная почта». 1936. 25 мин. Великобритания. Реж. Гарри Уотт, Бэзил Райт
Работа экипажа ночного поезда, развозящего почту по маршруту Лондон-Глазго. За четверть часа режиссерам прекрасно удалось передать темп и сложность работы почтальонов.
«Электрические ночи». 1928. 9 мин. Франция. Реж. Эжен Деслав
Полные кинетической энергии парижские ночи, снятые украинским авангардистом Евгением Деславом.
«Только время». 1926. 46 мин. Франция. Реж. Альберто Кавальканти
Один день из жизни Парижа, который и в 26-м году жил в бешеном, кружащем голову ритме.
«Ножан, воскресное Эльдорадо». 1929. 20 мин. Франция. Реж. Марсель Карне
Французы едут на поезде в Ножан для отдыха – казино, катание на лодке, ловдя рыбы, пикник с патефоном...Дебютный короткий метр Карне долгие годы считался утраченным и был обнаружен только в 1968 году. После просмотра критики назвали режиссера предшественником итальянского неореализма.
«Монпарнас». 1929. 17 мин. Франция. Реж. Эжен Деслав
Авангардный фильм про знаменитый район Парижа, где в разное время жили Беккет, Сартр, Миллер, Шагал и Ленин. Среди действующих лиц появляется, например, классик кинематографа Луис Бунюэль.
«По поводу Ниццы». 1930. 25 мин. Франция. Реж. Борис Кауфман, Жан Виго
Взгляд на город, который и сегодня смотрится очень свежо и современно. Виго за четверть часа сумел показать Ниццу с самых разных сторон – здесь и богатые, и нищие, и романтика, и суровый рабочий быт. И, конечно, марширующие солдаты, сменяющиеся надгробьями – остроумная монтажная находка.