24 сентября 2020 в прокат выходит фильм «Гнездо», где играют Джуд Лоу («Молодой папа») и Кэрри Кун («Фарго»). Дмитрий Елагин увидел в фильме очередную историю о бездумном стремлении мужчины к богатству, и о женщине, которая в самый важный момент может сказать: «Стоп» — потому что семья важнее денег.
КРАТКО:
«Гнездо» — типичная семейная драма: она ждет его в ночи у камина, а он уходит на работу все раньше и раньше. Хотя сюжетно в фильме ничего нового нет, кроме легкого фем-посыла в конце, из-за строгой цветовой палитры и сдержанной актёрской игры он получился интимным и душевным.
ПОДРОБНО:
Действие картины происходит в эпоху правления президента Рейгана, по которой часто ностальгирует современный американский кинематограф. В «Гнезде» Шона Дункина зритель увидит мирную жизнь зажиточной американской семьи: двухэтажный дом с гаражом и бассейном на заднем дворе, жалюзи в спальне, продукты из магазина в бумажных пакетах, общий завтрак и обсуждение проблем с подругой за бокалом вина.
В фильме Дункина элегантно сочетаются 3 темы из других известных картин: тема дома из «мамы!» Даррена Аранофски; тема бессмысленного стремления обогатиться из «Волка с Уолл Стрит» Мартина Скорсезе; тема брака и семьи из «Брачной истории» Ноа Баумбаха. От них «Гнездо» отличается интимной реалистичностью происходящего – никакого ломания стены кулаком и судебных тяжб («Брачная история»), наркотического и алкогольного безумия («Волк)» и религиозных аллюзий («мама!»). Авторы «Гнезда» без глянцевой телевизионной пошлости рассказывают об обычной для семейных драм ситуации: карьерные амбиции мужа разрушают жизнь родных.
Конфликт в семье О’Хара начинается с переезда из тёплой Америки в холодную Англию. Новый дом – это огромный особняк XVIII века, который зритель не увидит полностью, только фасад издалека: даже когда герои на машине подъезжают к дому, и камера показывает их издалека, все равно сложно понять масштаб здания. В строгом английском особняке с высокими потолками человек кажется маленьким, снаружи практически нет никакого декора, а внутри стены и пол выложены темно-коричневым деревом. Пустота дома физически отражает появившуюся пустоту в семье, поэтому принесенные из Америки ритуалы в виде кофе в постель и общего приёма пищи потеряли теплоту домашнего уюта. Стол слишком большой для четверых, а любимая кружка не вписывается в шикарную комнату со старыми гобеленами.
Как у Аранофски мать (Дженнифер Лоуренс) пытается выстроить дом и позаботиться о ребенке, так и тут жена Эллисон (Кэрри Кун) в отличие от гонящегося, как бешеная лошадь, за деньгами мужа Рори (Джуд Лоу) пытается сохранить привычную жизнь семьи. Режиссёр даёт обоим актерам место для тонкой игры, иногда снимая их молчание – тогда Лоу и Кун выражают чувства легкими движениями глаз и рук, самое важное жестами скажут друг другу в конце.
Герои в фильме не идеальны, каждый по-своему – она нервно срывается на детей, а он забывает, что работает не ради денег, а для семьи. Но режиссёр отдаёт предпочтение героине, которая готова тяжело работать на ферме, чтобы добыть хоть какие-то деньги. Фамилия О’Хара отсылает к великой классике мирового кино «Унесенные ветром», где во времена гражданской войны в Америке Скарлет О’Хара собирала колючий хлопок под палящим солнцем, чтобы спасти родовое поместье. Правда, авторы «Гнезда» транслируют другую мысль, что дом — это не здание, а место, где тебя понимают. Банальная мысль, но актуальная всегда.